Покупка предприятия в кредит
Теперь можно купить
прибыльную компанию
в кредит!
Специальные условия
кредитования
от ИнтерКредит!

ИнтерКредит » Обзор рынка » Авторынок

Геннадий (Гади) Алони: логистический аутсорсинг - это шанс для украинских компаний.

  Автор: Иван Марьянов  / Источник: intercredit.com.ua
Логистические аутсорсеры – компании, оказывающие услуги в сфере логистики производителям, не имеющим своего транспорта – явление для нашего рынка довольно новое.


Логистические аутсорсеры – компании, оказывающие услуги в сфере логистики производителям, не имеющим своего транспорта – явление для нашего рынка довольно новое. Но, к сожалению, далеко не все предприниматели понимают, зачем им нужно привлекать посредников и какие выгоды совместная работа может принести в плане оптимизации производственных процессов.
Поэтому портал ИнтерКредит решил уделить время более подробному освещению этого вопроса. Надеемся, нашим читателям будет интересно не только почитать iqoption отзывы, но и узнать экспертное мнение одного из представителей сферы логистического аутсорсинга.
 
Алони ГадиИтак, сегодня наш собеседник Геннадий Алони,  СЕО и учредитель группы компаний «BSA Group» (логистика, транспорт, продажа стройматериалов, управление коммерческой недвижимостью, розничная сеть), доктор философских наук. Он, как никто другой владеет актуальной и достоверной информацией.
В ходе интервью собеседник, рассказал очень много, но интервью публикуется в сокращенном виде. Информация приводиться без конкретных имен, также было решено не афишировать названия некоторых компаний. Но все, что написано, отражает действительное положение вещей. Гади Алони ведет свой блог, в котором также публикуются интересные вещи.

Ваша компания специализируется на услугах логистического аутсорсинга, Вы как ее руководитель находитесь непосредственно в гуще событий. Но первый вопрос не будет отличаться оригинальностью. Как обстоит сегодня ситуация с транспортными перевозками в Украине?

В целом разумеется ситуация очень нехорошая. Объемы перевозок падают  по всем направлениям. Украинский транспортный бизнес стал «военнопленным». Россия, раньше популярное направление, по понятным причинам на большом спаде. В целом нарушился грузопоток между Европой и Азией, а в этом направлении активно работали украинские транспортные компании. Сейчас, к российским присоединились компании из Казахстана, Азербайджана, Армении, Киргизии. Просто отказываются иметь дело с украинскими автомобилями и экспедиторами, мотивируя военными действиями на территории нашей страны. Притом, аргументы, что на самом деле война идет на очень ограниченной территории, никого не интересуют.
 Практически закрыто крымское направление, а кто туда ездит, простаивает на таможне по 2-3 суток. Хотя, как говорят, в нашей среде, сами крымские компании относительно в порядке. Для них открылась Россия и страны ТС. Но это их жизнь и не хочу даже вникать.
Про восточный регион думаю объяснять не надо. Это тема отдельного рассказа. Многие коллеги лишись транспортных средств: у кого конфисковали на нужды боевиков, а у кого просто разбомбили.   Я знаю людей, которые просто за 5 минут собрались и сбежали, потому что это был единственный вариант спасти себя и семью. Двоих таких мы приютили в Киеве, сейчас помогаем как-то начать жизнь с нуля.
Там вообще ситуация двойственная, зачастую чтобы сохранить груз, а иногда и жизнь надо откупиться от боевиков. Приезжаешь к своим – могут «пришить» спонсирование террористов. И никого ничего не волнует.
Кто-то перебрался западнее – Днепропетровск, Киев, Одесса. Но и они в огромных убытках связанных с переездом, хаосом и анархией.
 
Возможно, что есть какие то позитивные изменения, связанные с событиями в стране? Уменьшилась ли доля коррупции на дорогах (ГАИ) после Майдана? Или стали брать больше?
Нет, и, к сожалению, еще раз нет. Как правило, когда пишут о взятках на дорогах, то все примеры, видеосъемки и комментарии идут от частников – водителей легковых автомобилей. И практически всегда «за кадром» остается мздоимство с водителей грузового автотранспорта. Это можно сказать «узаконенные платежи». Доходит до того, что если ты часто ездишь по определенной трассе, то тебя могут «пригласить» в местное ГАИ и вежливо предложить подписать договор о перечислении Н-ой суммы в месяц, с обещанием не трогать твои машины. Майдан, не Майдан – никого ничего не волнует и ничего не меняется. Когда вы едете по трассе и видите передвижной весовой комплекс (по-простому весы) – то знайте, это просто официальный пункт приема взяток на этом участке дороги.

Но давайте все же вернемся к непосредственно логистике. В чем заключаются принципиальные преимущества логистического аутсорсинга? Какую выгоду получает бизнес, выбирая именно такую модель снабжения производства?
В Европе, куда мы так стремимся, все работают на аутсорсинге. Принцип простой, всем должны заниматься профессионалы. Это касается всех без исключения, во всех направлениях. На аутсорсинг отдают все – логистику (складское хранение, перевозки, дистрибуцию и т.д), бухгалтерию, персонал, даже производство. Примеров даже не миллион, а все, абсолютно все западные компании, по максимуму стараются отдать все партнеру. Возьмите Apple – у компании с одной из самых больших капитализаций в мире, нет своего производства.    И так везде, разумеется кроме Украины. Такие страны как Россия и остальной ТС не буду трогать – они в Европу не стремятся и выбрали свой путь и нас не волнуют.
Особенности нашего менталитета, в совокупности с извращённой налоговой системой и элементарная боязнь передать часть бизнес процессов  сторонним операторам не дают в полной степени развить аутсорсинговые услуги. Мысль, о том, что кто-то может на тебе заработать, не дает покоя, отечественному менеджеру или собственнику любого уровня. Разумеется время не стоит на месте и все больше и больше компаний склоняются к тому чтобы передать свои логистические процессы в руки профессионалов. Иногда начинают с одного уровня доверия и войдя во вкус делегируют на аутсорсинг все больше функций. К сожалению, рынок у нас все-еще молодой и развивающийся и есть определенная вероятность попасть «в руки» недобросовестного или некомпетентного исполнителя.
Небольшие компании, как правило, не заморачиваются с логистикой. Они работают с несколькими перевозчиками или экспедиторами. Большое подспорье для малого бизнеса в Украине это достаточно развитые,  прогрессирующие и конкурентные почтово-логистические компании. Это и «Новая Почта» и «Мист Экспресс» и другие.  Это ведь тоже аутсорсинг, к которому мы уже привыкли (как обычно ко всему хорошему), и не обращаем внимания, но не у всех соседних стран это настолько развито. Не зря же «Новая Почта» вышла сейчас на грузинский и молдавский рынки.
 
Что может заставить компанию отказаться от услуг аутсорсеров? Часто ли предприятия выбирают вариант построения собственной логистической цепочки с «нуля»?
В  логистическом бизнесе не все компании отдают логистические услуги, на сторону, по разным причинам. Они пользуются так называемым внутренним аутсорсингом, создавая собственные отделы логистики. Внутренний аутсорсинг применяется обычно при непрерывных производствах, в специализированных бизнес-процессах, где для владельца бизнеса важно сохранять ноу-хау цепи поставок. Хотя в современных условиях все-таки это уже больше анахронизм, чем самоцель - защита определенной информации собственных бизнес-процессов от конкурентов.
Об этом отчетливо говорит мировой рынок. Там доля проникновения логистического аутсорсинга по сравнению с украинским отличается в разы. Мне кажется, что внутренние службы логистики ряда компаний построены больше на амбициях руководителей, они не всегда отражают реальность вещей и вызваны необходимостью наличия таких отделов для компаний. Не буду приводить примеры, дабы не ставить многих знакомых в неудобное положение. Со временем рынок расставит все на свои места.
Если коснуться качества собственной логистики, или внутреннего аутсорсинга, то гарантировать его можно в одном случае. Когда в таком отделе логистики работают профессионалы, имеющие все необходимые атрибуты профессионального логистического оператора, знающие на зубок все бизнес-процессы компании.
Кроме того, такой отдел логистики должен иметь в своем распоряжении современный склад класса "А", современную технику и технологии обработки товарных потоков. Где есть свой транспортно-экспедиционный отдел доставки и брокерский отдел таможенного оформления импортных грузов.
Но в этом случае, данный отдел логистики ничем не будет отличаться от классического логистического оператора, за одним исключением. Он работает исключительно на товарные потоки материнской компании, поэтому более уязвим в сезонных подъемах и спадах оказания логистических услуг самим себе. То есть то густо, то пусто. У классического аутсорсера все спланировано и сбалансировано. Разные клиенты создают асинхронность, выравнивая среднегодовую нагрузку на персонал, склад, транспорт и т.д.
И именно сейчас в кризис многие начинают к этому приходить. Простой пример из свежайших – компания «Данон». Всю жизнь, так сказать, развозила молочку по киевской рознице самостоятельно, своим транспортом. И вот пару месяцев назад перешли на аутсорсинг. Посчитали, и оказалось, что выгодней не платить зарплаты водителям, механикам, сторожам и т.д., а просто нанять перевозчика и взвалить все на него. И думаю, что в целом, при правильном контроле, дистрибуция их товаров только улучшится.
Но, конечно, есть у нас хорошие примеры (логистических аутсорсеров, – прим ред.). Крупные, известные иностранные компании, крепкие отечественные. Есть из кого выбирать и с кем работать.

Некоторые компании сотрудничают одновременно с несколькими логистическими операторами. Чем они руководствуются в своем решении?
Когда клиенты пытаются работать сразу с несколькими логистическими операторами, довольно распространенная практика. Ясно, что не от скуки. Этому есть веские причины. Во-первых, клиент выбирает двух логистических операторов, прежде всего из-за неуверенности в них. Боязнь, что каждый в отдельности логистический оператор не справится с полным объемом заказов.
Вторая причина, когда клиент не хочет показывать весь свой бизнес-процесс одному логистическому оператору. Так бывает, что клиент сам посредник в логистической цепочке между конечным заказчиком услуг и логистическим оператором. Поэтому клиент страхуется, дабы логистический оператор не перепрыгнул через его голову. И в конечном итоге не предложил комплексные услуги источнику заказа цепочки поставок.
Третья причина, работа через двух и более операторов иногда дает возможность давить на каждого из них. Клиент обычно начинает утверждать, что у компании "Х" цены ниже, чему у "Y" и "Z"! Поэтому, утверждает клиент, снижайте цены, иначе поток логистических услуг будет передан в компанию "X". Это, так называемое безтендерное управление затратами в логистическом аутсорсинге.
Четвертая причина, заблуждение или незнание рынка логистических услуг. Обычно, любая крупная логистическая компания, способна выполнить весь спектр логистических услуг для клиента по приемлемым ценам, при высоком качестве этих самых услуг. Чего не всегда можно добиться от небольших логистических операторов. И так по жизни бывает. Два из трех небольших операторов работают с удовлетворительным качеством. А третья компания "подставляет" клиента в самый неудобный для него момент – в период высокого сезона.
К сожалению и это реалии нашего рынка.
В целом, ни один из вышеописанных вариантов исключать нельзя. Все зависит от ситуации, в которой находится клиент, от состояния рынка логистических услуг в момент принятия решения, и множества других факторов.

Много ли в отечественной логистике людей с профильным образованием, т.е. со специальностью «логистика» в дипломе?
Скажу откровенно, большинство специалистов, которых я встречал, не имеют профильного образования. Все что они знают и умеют – это опыт, связи и собственные мозги. Я не верю, что отечественное образование сможет выпустить грамотного специалиста в этой сфере. Максимум, так это то, что он будет немного ориентироваться в терминах, всему остальному придется учить на месте. Плюс, наша анархия, налоговый беспредел, и тому подобное приводят к тому, что кроме специалиста по логистике, зачастую важный сотрудник это бухгалтер и юрист.

На ваш взгляд, в каких специалистах рынок логистики сегодня нуждается больше всего – в рядовых или «топовых»?
Хороший логист всегда будет востребован, независимо от должности. Правда дам поправку на кризис. Думаю, сейчас будет непросто всем, в т.ч. и логистам. Хотя, как и в любой деятельности, трудней всего ТОПам и начинающим. Крепкий менеджер с головой, опытом и без претензий на пост директора, всегда будет востребован.

Какая тарифная политика перевозчика будет иметь успех в будущем?
В Украине извращенная тарифная политика. Многие считают, что перевозчик, может ездить на воде и за копейки. Но все бы ничего, если бы не находилась целая куча «дураков», по-другому и не назову, которые не умеют считать деньги и так и ездят, убивая себя, а заодно и рынок. Уважающий себя перевозчик ездит по нужным для себя тарифам, потому что иначе это путь в никуда. К счастью, остается довольно много заказчиков, которые понимают, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

Какие инновации в сегменте логистических услуг вы приветствуете, и помогут ли они конкурировать с европейскими перевозчиками?
В первую очередь – это IT технологии. Не скромно скажу, что мы были одни из первых в Украине, кто стал устанавливать GPS системы на грузовики. Было это еще в 2005 году. Это сейчас норма и через день присылают предложения по установке, а тогда пришлось побегать, чтобы найти, кто бы смог инсталлировать их в нашу систему. Начинали с простого контроля за водителями, а вылилось в систему тотального мониторинга грузов на любом этапе доставки и т.д. Хотя, буквально недавно мне рассказывал директор по персоналу, что часть водителей, звоня об устройстве на работу, интересуются установлен ли на автомобиле GPS-контроллер и узнав, что да – просто бросают трубку. Надеюсь, что когда все без исключения транспортники это установят – с кадрами станет легче… Но конечно IT это не только GPS. И не только IT влияют на нашу работу. Дороги, современный транспорт, развитые кредитные инструменты и коррупция.
Если же брать в общем и целом, то как мы можем конкурировать с европейскими перевозчиками, когда у них сам автотранспорт дешевле, кредитные ставки ниже в разы (о чем я говорю – сами же понимаете), дороги лучше (соответственно и ремонты машин меньше) и т.д.

Теперь поговорим о перспективах. Каким Вы видите развитие рынка логистики в следующем году? Будут ли продолжать расти курьерские услуги? Есть ли у нас перспективы вообще?
Прогноз печальный. Думаю, что как минимум, еще год, продолжится спад производства и потребления в Украине, что прямым образом скажется на уровне перевозок и других логистических услуг. Слабые (независимо от размера и месторасположения) разорятся или просто уйдут с рынка. В Киеве, конечно, будет немного легче за счет притока людей из разоренных районов, а в стране в целом, тяжелей. А дальше прогноз будет зависеть от экономической и политической ситуации. Сейчас прогнозировать в горизонте даже полгода-год – неблагодарное дело и удел Рея Бредбери или братьев Стругацких

Интервью провел Иван Марьянов специально для ИнтерКредит.