Покупка предприятия в кредит
Теперь можно купить
прибыльную компанию
в кредит!
Специальные условия
кредитования
от ИнтерКредит!

ИнтерКредит » Обзор рынка » Пищевой рынок

Купить кафе или бар: идея и бизнес

  Автор: Андрей Шведов  / Источник: intercredit.com.ua
Сфера общественного питания выходит из кризиса следом за торговлей. Именно к ней сегодня обращается все больше серьезных инвесторов. Что при этом следует знать?


Слово «кафе» в украинских реалиях имеет множество значений — от собственно уютного уголка, где можно выпить чашечку кофе, или забегаловки, в которой этого напитка днем с огнем не найдешь, до небольшого ресторанчика, с собственной неповторимой атмосферой и фирменными блюдами.

Всех их объединяет одно — при сравнительно небольших начальных вложениях и грамотном ведении дела, они становятся весьма прибыльными предприятиями.


Итак, вы собираетесь
купить готовый бизнес подобного рода? Для начала уточним, что же мы ищем.

Определяемся с форматом

Бар – это сравнительно небольшое заведение, в котором должна быть бар-стойка, с представленными на ней алкогольными напитками в большом ассортименте, и зал для посетителей хотя бы на 20-40 посадочных мест (это примерно 6-8 столиков).

В барах обычно редко предлагают сложные горячие блюда. Концепция бара подразумевает под собой большой выбор алкогольных и безалкогольных напитков, закуски и быстро приготовляемые первые и вторые блюда.

 
Кофейня
– место, куда клиенты приходят для того, чтобы посидеть, попить вкусного кофе, какао или чая, слегка перекусить и попробовать оригинальные кондитерские изделия, десерты, мороженное и т.п.

Формат кофейни подразумевает под собой теплую, дружественную атмосферу, где хочется посидеть с друзьями или знакомыми и отдохнуть от суеты.


Кафе
– универсальное заведение. В кафе люди идут для того, чтобы поесть, выпить, пообщаться, иногда потанцевать или отметить какой – либо праздник. Меню должно состоять из первых, вторых горячих блюд, закусок, холодных блюд, десертов, а так же алкогольных и безалкогольных напитков.

На сегодняшний день украинский рынок
готового бизнеса предлагает хороший выбор подобных бизнес-объектов в широком ценовом диапазоне: от 30 000$ (кафе в Киеве), до 1 000 000$ (cеть кафе в Харькове).

Выбираем и проверяем

Помните — найти действующее кафе, которое бы полностью удовлетворяло всем вашим требованиям, и при этом предлагалось бы на реализацию по «скромной» цене отнюдь непросто, несмотря на то, что сегодня на каждого серьезного покупателя приходится не менее десятка (!) продавцов.

Даже если вы привыкли все важное делать исключительно самостоятельно, то все же ничего не потеряете, если подключите к поиску и предварительному отбору вариантов профессионального
бизнес-брокера. Все равно решение будете принимать вы сами — так сэкономьте свои время и силы, чтобы сделать правильный выбор.

При подготовке сделки не забудьте про полный независимый аудит приобретаемого предприятия (due diligence) и грамотное составление юридических документов по передаче прав собственности. Особо внимательно изучите все принятые прежним собственником кафе обязательства — ведь вы, как новый владелец, получаете не только бизнес как источник прибыли, но и все текущие (и возможные в прошлом) его долги. На этом этапе очень важно привлечь на помощь профессионального бухгалтера, имеющего опыт работы в данном сегменте бизнеса.


Тщательно проверьте все учредительные документы; освежите в памяти нормы действующего законодательства, регламентирующие основные направления работы предприятия. При необходимости - проконсультируйтесь с опытным юристом.


Обязательно узнайте у владельца —
почему продается кафе? Служит ли причиной этого желание прежнего собственника уйти на покой или получить свободные средства для инвестиций в другую сферу деятельности? А может, дела в заведении идут не достаточно успешно и его владелец хочет под шумок сплавить потенциально убыточное предприятие?

Проходим «стажировку»

Поддерживая перед сделкой самые тесные контакты с собственником приобретаемого предприятия, используйте их не только, чтобы получить от него всю необходимую предварительную информацию в устном или документальном виде.

Никакие, пусть даже самые полные «теоретические» разъяснения и подробнейшие бухгалтерские отчеты (дополненные данными независимой аудиторской проверки) не заменят вам «полевых» исследований, проведенных лично вами (или вашими доверенными лицами) непосредственно на месте, в самом кафе.


Договоритесь с владельцем и приходите туда как на «работу» - регулярно, в течении достаточно длительного промежутка времени. Оптимальным представляется период от двух недель до полутора месяцев (в зависимости от масштабов дела, его специфики, времени года и т. п.).
Проведите визуальный контроль, обратите внимание на работу заведения как в часы максимальной клиентской загрузки, так и в «мертвый сезон».

Благодаря личным наблюдениям вы сможете не только уточнить границы этих периодов (свежий глаз всегда видит больше), но и оценить, что сделано (а что еще можно сделать) для того, чтобы увеличить продолжительность первых и максимально сократить последние.

Помимо этого, вы сможете заранее присмотреться к персоналу кафе, особенностям его работы, привычкам (в том числе — и не вполне полезным для бизнеса) и познакомиться с общей атмосферой на предприятии.

Не думайте, что оценивать будете только вы: ваши будущие сотрудники также захотят побольше узнать о человеческих и деловых качествах новых хозяев — причем именно в этой последовательности.

Основному (здоровому) ядру команды и, в особенности, для ее ключевых игроков, общение с вами позволит уменьшить беспокойство относительно сохранения своего рабочего места и уровня зарплаты.

Вам же, после предварительной (две-три недели) оценки обстановки в коллективе, предоставится возможность четко определить ту его часть, которая останется с вами и поделиться с теперь уже вашими будущими сотрудниками своими планами по развитию бизнеса.

Подобная практика не только оградит вас в будущем от потерь, связанных с деятельностью «не нужных людей в нужных местах», но и позволит сэкономить время, затраченное на внесение изменений в организацию бизнес-процесса — а значит, сбережет ваши деньги.

Решаем возрастные проблемы

Если у бизнесмена существуют только два возраста — время накопления (преумножения) капитала и время осуществления инвестиций, то с возрастом персонала кафе (особенно той его части, которая непосредственно контактирует с основной массой клиентов — официантами (-тками), хостесс, барменом, секьюрити и т. п.) вам придется определяться.

С одной стороны, не без оснований считается, что еда и напитки лучше продаются, если если посетитель абсолютно «бесплатно» получает впридачу еще порцию молодости и красоты обслуживающего персонала. С другой (и с этим тоже не поспоришь), искусство
по-настоящему качественного обслуживания клиентов приобретается только с опытом, а значит — и с возрастом.

Например, в Европе средний возраст персонала небольшого, но солидного заведения такого рода колеблется в пределах 30-40 лет. Нам, конечно, в этом далеко до наших благополучных соседей, но все же стоит отметить, что в последние годы и в Украине наблюдается смещение возрастных рамок обслуживающего персонала от 18-22 к 25-30 годам.


Кстати, более «взрослый» контингент имеет
большую привязанность к своему постоянному месту работы, что, в свою очередь, играет на руку собственнику. Другое дело, что удержать хорошего специалиста подчас стоит дополнительных денег, но... Если все внимательно подсчитать и (главное!) грамотно построить свою работу с такими сотрудниками, то ваши первичные инвестиции в людей не могут не окупиться.