Покупка предприятия в кредит
Теперь можно купить
прибыльную компанию
в кредит!
Специальные условия
кредитования
от ИнтерКредит!

ИнтерКредит » Обзор рынка » Фарма

Бизнес на здоровье: купить без эпидемии

  Автор: Cтанислав Кунцевич  / Источник: intercredit.com.ua
Очередной виток скандала, разразившегося вокруг «эпидемий» свиного и птичьего гриппов теперь уже на международном уровне, заставил инвесторов пристальнее приглядеться к такому вечному бизнесу как...


...изготовление и продажа медицинских препаратов.

Мировая афера

На днях информационное пространство вновь запестрело сообщениями о том, что Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) начали обещанное еще в январе этого года расследование по фактам намеренного давления со стороны фармацевтических концернов на масс-медиа по нагнетанию обстановки вокруг так называемых «эпидемий» птичьего и свиного гриппа.

В частности, ПАСЕ изучит роль Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), которая в июне объявила пандемию свиного гриппа. Как выяснилось, это было сделано под давлением группы советников этой организации во главе с голландским доктором Альбертом Остенхаусом, по прозвищу «доктор Флю» (по названию препарата).

Объявление пандемии привело к тому, что все страны мира массово закупили не только препарат «тамифлю», который, по уверениям врачей, единственный может помочь при лечении заболевания. Кроме того, были закуплены сотни миллионов доз спешно созданной и как следует не протестированной вакцины, на продаже которой фармацевтические гиганты заработали в 2009 г. более 7 миллиардов евро.

Как теперь (с подозрительным опозданием) выяснили в Европе, на самом деле эпидемия существовала лишь в бизнес-планах мирового аптечных концернов, хотя ее волной накрыло и Украину.

Украинское эхо

Как уже отмечал ИнтерКредит, кризисный пик выхода на рынок аптечных предприятий в Украине пришелся на апрель-май 2009 г., т.е. с некоторым запаздыванием по сравнению с другими видами торгового бизнеса, что вполне объясняется спецификой этого вида предпринимательской деятельности, активность которого практически замирают с наступлением устойчиво теплых климатических условий, чтобы с новой силой вспыхнуть с приходом холодов.

Характерно, что из двух традиционных пиков достаточно резкого повышения объемов продаж лекарственных препаратов, первый (вторая половина октября — первая декада декабря) даже в обычных условиях значительно (на 15-25%) оказалась выше второго, «весеннего» (февраль — март). Это естественным образом отразилось на динамике предложений действующего аптечного бизнеса на продажу в конце 2009 г., когда новые заявки на реализацию практически перестали поступать уже с конца августа.

Разразившаяся в начале ноября очередная информационная «эпидемия» - на сей раз свиного гриппа, «заморозила» рынок аптечного бизнеса почти до самого начала весны: хоть большинство предложений о продаже соответствующих бизнес-объектов в этот период оставались в силе (хозяева не спешили уходить с рынка, но и не активизировали особо поиск покупателей, предпочитая выжидать и придерживать цену), новые предприятия, как правило, на продажу не выставлялись.

Кстати, слухи о доходах аптек осенью- зимой 2009 г. были сильно преувеличены: по предварительным данным, только в первые две-три недели ажиотажа, связанного с «эпидемией» они выросли на 15-20% (без учета «черного» рынка), а дальше пошли на спад. Этому способствовало как административная кампания по ограничению уровня цен на определенные препараты, особенно при лечение детей, так и относительно «бесплатное» снабжение ими больных, находящихся на стационарном лечении (расходы на такие лекарства, как правило, включались в общую стоимость пребывания в стационаре).

Потенциальные доходы отечественных фармацевтических предприятий были существенно подрезаны «оперативными» действиями правительства по закупке западных аналогов противогриппозных средств и, в результате отсутствия массовых госзакупок ожидаемо не превысили 8-10%.

Таким образом, весну 2010 г. рынок встретил достаточным уровнем предложения, активизировавшимся спросом и относительно стабильными (с декабря 2009г.) ценами, которые, судя по всему, дальше падать уже не собираются.

Рынок: цены и перспективы

В соответствии с реальными заявками на продажу, прошедшими проверку специалистами компании ИнтерКредит, наиболее часто на продажу выставляются мини-сети (одна-две «базовые» аптеки плюс три-пять аптечных киосков). Цены распределены в достаточно широком диапазоне: от 200-300 тыс. долларов (одиночные аптеки в различных районах Киева) до 50-80 тысяч долл. (мини-сети: аптека +аптечный киоск) в крупных областных центрах и городах-милионниках и 15-40 тыс. долл. (отдельные аптеки и аптечные киоски в районных центрах).

В сложившейся обстановке стоит обратить внимание и на бизнес, связанный с производством лекарственных препаратов. На рынке он представлен сегодня, преимущественно, в среднем ценовом диапазоне: от 600 тыс. долл. (линия по расфасовке жидких лекарственных средств) до 1 миллиона долларов (действующий рентабельный бизнес по производству лекарств в таблетках и капсулах, в том числе — препаратов от гриппа.

Необходимо отметить, что к настоящему времени рынок действующих предприятий по производству и реализации лекарственных средств относительно стабилизировался, чему в значительной степени способствовали общие внутриполитические изменения.

Это и прекращение фармакологических спекуляций на государственном уровне (централизованные закупки за бюджетные средства западных лекарственных препаратов при наличие эффективных отечественных аналогов), а также прекращение давления на аптечный бизнес со стороны силовых структур — до Службы безопасности Украины включительно — которые до последнего времени настойчиво «рекомендовали» предпринимателям, что именно и по какой цене они должны продавать.

Оздоровлению обстановки в этом сегменте готового бизнеса в значительной степени способствовали и «похороны» идеи предыдущего правительства о создании сети государственных аптек (с предполагаемым переделом рынка в пользу определенных бизнес- групп).

На фоне достаточно благоприятных внешних факторов, отрасль по- прежнему сохраняет свою инвестиционную привлекательность. По предварительным данным, объем внутреннего фармацевтического рынка Украины в 2009 году в национальной валюте вырос на 32,16% , достигнув 20,3 млрд. гривен, а согласно информации Государственного комитета статистики, объем лекарственной продукции, реализованной отечественными предприятиями в прошлом году составил 5 618 120,6 тыс. гривен (704 млн. 219,21 тыс. долл. США), что на 44,12% больше, чем в предкризисном 2008-м.

А поскольку даже с выходом из кризиса украинцы (к сожалению) не перестанут болеть и уж тем более (к счастью!) не станут меньше заботиться о профилактике различных заболеваний, аптечные и фармакологические компании в обозримой перспективе сохранят свои позиции на рынке действующего бизнеса Украины.