Покупка предприятия в кредит
Теперь можно купить
прибыльную компанию
в кредит!
Специальные условия
кредитования
от ИнтерКредит!

ИнтерКредит » Обзор рынка » Фарма

Золотые аптечные сети или 33,6 украинского рынка фармы

  Автор: Андрей Алексеенко  / Источник: intercredit.com.ua
С наступлением зимы аптечный и связанный с ним фармакологический бизнес производства становится поистине «золотым дном», тем более, что…


…на своем здоровье украинцы стараются не экономить.

Дела идут и жизнь легка?

Объем потребления украинцами лекарств на душу населения в 2010 г. вырос на $5 - до экв. 45. При этом более половины рынка приходится на препараты дешевле 50 грн. за упаковку (13% — до 10 грн. и 43% — 10–49 грн.), 22% составляют препараты в ценовой категории 50–99 грн., 17% — 100–299 грн. и 5% — от 300 грн. Доля последних вернулась на уровень 2006 года.

По данным мониторинга розничных продаж «Фармстандарт» компании «Морион», за 9 месяцев 2010г. фармацевтический бизнес Украины по сравнению с соответствующим периодом прошлого года вырос в денежном выражении на 21,74%, - до 1,37 млрд. евро. При этом рост украинского фармрынка в количественном выражении (упаковки) составил 11,88% с результатом продаж в 795 млн. упаковок лекарственных средств.

Между тем, по данным Госкомстата, в январе-октябре 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009-го импорт фармацевтической продукции увеличился на 12,1%, или на $194,8 млн. - до $1,8 млрд. (январь-октябрь 2009 года - $1,6 млрд.).

Даже государство хотело поучаствовать в дележе фармадоходов, когда вознамерилось открыть на базе «Укрпочты» сеть социальных аптек в которых цены будут на 30% ниже, чем в коммерческих. К счастью у нового правительства хватило ума отменить реализацию этой идеи для бизнеса.

Вылечим всех!

О привлекательности аптечного бизнеса говорят многие факты. Один из них тот, что аптечные сети уже давно открыли участники косметического рынка, хотя эти две сферы, мягко говоря, связаны слабо. Более того, не чураются идти в аптечный бизнес и украинские олигархи. Например, знаменитая SCM, которая владеет сетью аптек под брендом «Здравница» планирует довести годовой объем продаж со своих аптечных сетей в 2015 г. до $195 млн., что в 3,1 раза больше, чем показатель 2009 -го ($62,5 млн.) и расширить сами сети, доведя число аптек до 385.

Не менее амбициозные планы и у других операторов рынка: компания «Мед-Сервис» планирует в 2011 г. открыть 100 аптек по Украине, (доведя их общее количество до 348 аптек, а до 2016 году планирует расширить сеть до 700 аптек.

Более скромные планы у компании SPAR-Украина, которая решила открыть по Украине сеть аптек из 5-7 торговых точек в течение IV квартала 2010 года- I квартала 2011 года. Впрочем, для этой компании, которая более известна как ритейлер по продуктам питания и товарам широкого потребления, развития аптечного направления является дополнительным бизнесом.

По оценкам экспертов, в течение ближайшего года прихода стратегических инвесторов в розничный фармбизнес Украины ожидать не стоит. Для построения же общенациональной сети ее собственнику должно принадлежать хотя бы 5–6% рынка, но на сегодняшний день доли лидеров не дотягивают даже до 2%.

Укрупняемся?

В дальнейшем аптечный рынок ждет консолидация. Множество мелких сетей не смогут выдерживать ценовую конкуренцию с гигантами, у которых сотни точек. В таком случае их дальнейший путь развитие объединение с себе подобными или подготовка к продаже бизнеса. По крайней мере, «Мед-Сервис» уже ведет переговоры о покупке мелких аптечных сетей на западе страны (Львовская область и Луцк).

Привлекательность рынка усиливает конкуренцию на нем. По информации ФМГ «Бизнес-Кредит», за последний год Украина лишилась 840 торговых точек, которые занимаются розничной продажей лекарственными препаратами. Сокращение произошло за счет закрытия аптечных киосков (на 5% или 240 точек) и аптечных пунктов (на 17,5% или 600 точек). В наибольшей мере это коснулось Крыма, Запорожской и Одесской областей.

Аптечные киоски и пункты в отличие от аптек самостоятельными юридическими лицами не являются. В то же время, несмотря на общее сокращение количества торговых точек, доля обычных аптек (в эту категории входят и фарммаркеты) выросла с 50% в 2009 году до 52% в 2010 г.

Нельзя также исключать и возможности пересмотра лицензионных условий, где будут прописаны новые требования к аптечным заведениям (по минимальной площади, квалификации персонала и т.д.), под которые киоски и пункты просто не будут подпадать.
С одной стороны, будущее за крупными сетевыми структурами и фарммаркетами, но с другой стороны, для потребителей важно, чтобы аптека была рядом с домом, а не в получасе езды.

Еще одним аспектом является поиск подходящей недвижимости под аптечные заведения. В мегаполисах достаточно сильная конкуренция за привлекательные места размещения и высоки ставки арендной платы, правда, за все это расплачивается конечный покупатель.

Кризисное качество

Осложнение экономической обстановки стало «золотым дном» для отечественных фармпроизводителей. На фоне роста стоимости импортных лекарств из-за нестабильности валютных курсов в 2008-2009 гг. покупатели стали потреблять больше более дешевых отечественных аналогов.

Хотя на сравнительно недорогих препаратах и заработок аптек поменьше, но и от спроса никуда не денешься, ведь лекарственные препараты, занимающие 37% ассортимента, приносят аптекам 84% дохода в денежном выражении.

Это позволило производителям больше инвестировать в собственное производство. Так, компания «Фармак» планирует вложить в проект «Жидкие лекарственные средства» (40 наименований лекарственных препаратов) 40 млн евро.

С другой стороны, по мере развития этого процесса встает вопрос о качестве отечественных лекарств. По данным Всемирной организации здравоохранения, 20% всех лекарств, продающихся сегодня в Украине, являются поддельными (до 40% медикаментов в отдельных сегментах рынка).

Кстати, в Украине доля генериков (лекарств-аналогов, созданных по подобию оригинальных препаратов) в общей структуре медпрепаратов превышает 90%. Генерики же, как правило, менее эффективны и чаще вызывают побочные реакции.