Покупка предприятия в кредит
Теперь можно купить
прибыльную компанию
в кредит!
Специальные условия
кредитования
от ИнтерКредит!

ИнтерКредит » Обзор рынка » Алкогольный и табачный рынок

Алко-бизнес: долги, банкротства, перспективы

  Автор: Андрей Краснов  / Источник: intercredit.com.ua
Рынок производства алкоголя в Украине ощутил подвижки впервые с начала кризиса. Активы в этом секторе пока не интересны украинскому капиталу, а зарубежных инвесторов интересуют только…


...лидеры рынка, а не алкогольная «мелочь».

Держава решила заработать

Обычно активы в благополучных условиях реализуют с целью стратегического закрепления на рынке, но украинским водочникам, теснившим всех и вся, до последнего времени не имело смысла продаваться частично или полностью. Впрочем, разграничительной линией для отдельных операторов этого рынка стал кризис, который и привел к переформатированию рынка.

По данным Госкомстата, в 2009 г. в Украине производство водки и крепких спиртных напитков составило 43,4 млн дал (+5,2%). В то же время производство коньяков и бренди составило 3 млн дал (-21%), а солодового пива, включая безалкогольное и пиво с содержанием алкоголя менее 0,5% – 300 млн дал (-6,2%). Нынешний прирост объемов производства достигнут прежде всего за счет нижнего ценового сегмента. Напомним, что по данным ассоциации СОВАТ, в 2008 году производство водки в Украине увеличилось на 11,1% до 41,2 млн. дал, тогда как в 2007 году было произведено 37,1 млн. дал. Экспорт до последнего времени занимал незначительную долю украинского рынка.

На протяжении прошлого года Кабмин всячески пытался найти средства для «дырявого» госбюджета. Разумеется, акцизными «хитами» стали алкоголь и табачные изделия. В прошлом году, по сравнению с 2008 годом, рост поступлений от акцизов на ликероводочную продукцию составил 24,9 % (+ 880,5 млн. грн.), поступления составили 4,4 млрд. грн. и на винодельческую продукцию – на 19 % (+ 66 млн. грн.), поступления составили 412,8 млн. грн.; пива – на 318 % (+ 275,7 млн. грн.), поступления составили 1,1 млрд. грн. Напомним, что в июле 2009-го ставки акцизов на этиловый спирт и ликероводочную продукцию были повышены на 58,1%, или 12,5 гривны до 34 грн за литр 100% спирта. Впрочем, фантазия и желания властных мужей на фоне росли пропорционально росту поступлений в бюджет от акцизов на алкоголь и было еще несколько попыток инициировать дальнейшее повышение этого вида сборов.

Рост акцизов не мог не сказаться на рынке. Он банально «вымыл» с предприятий без того скудные оборотные средства. По закону, производитель должен сначала оплатить акцизный сбор и приобрести акцизную марку, а только потом изготовить и реализовать продукцию. Например, корпорация «Олимп» была вынуждена закрыть свой завод в Донецке и перевести все производство на свой более современный завод в Харьковскую область. В компании пояснили реструктуризацией производства в связи с повышением акцизов. Были остановки заводов и у других крупных игроков. Так, во II полугодии 2009 года свою деятельность уже приостановили 34 отечественных производителя ликероводочной продукции, а некоторые даже начали рассматривать возможность переноса части производства за пределы Украины.

В 2009 г. новые известные бренды на рынок не выходили. Отдельные производители добавляли в свою линейку «свежие» виды продукции и даже торговые марки, но все это проходило на уровне локальных изменений, которые на рынок существенно не влияют.

Кроме того, на рынок сильно влияет политика в сфер продажи спирта, которая сохраняется в государственной монополии. Так, с 1 января 2010 года. концерн «Укрспирт» повысил отпускные цены на спирт на 15% – до 79 грн. за декалитр. По оценкам ассоциации «Укрводка», такое повышение цен приведет к подорожанию ликероводочной продукции на 15%. В Ассоциации считают новые цены являются экономически не обоснованными и «напоминают» о росте фальсификата и снижении поступлений в бюджет.

Банкротства-продажи

Кризис отчасти переформатировал список лидеров рынка, и, судя по всему, этим изменения не ограничатся. Более всего «отличилась» группа компаний «Союз-Виктан». После объявления о банкротстве, она уже получила иски от двух украинских банков, которые требуют вернуть заемные средства в размере около 200 млн. грн. и от одного российского — о взыскании более $23 млн долга.

В целом, компания пользовалась услугами порядка 20 банков, и общая сумму задолженности по кредитам достигает $200 млн. Косвенной причиной банкротства является привлечение валютных кредитов, обслуживание которые после девальвации гривны стало неподъёмным . «Союз-Виктан» пытался реструктуризовать долги, но разногласия среди акционеров привели к повсеместному отказу банков.

Очевидно, что активы компании во многом отойдут россиянам (крымские производственные мощности находятся в аренде у аффилированной с российским бизнесом компании). Если уже «Союз-Виктан» «сумел» обанкротиться, то ничто не мешает пойти по его стопам и другим «алкогольным» компаниям, у которых также немалые долги перед банками. Впрочем, соотношение долга к собственному капиталу у других лидеров рынка лучше, чем у «Союз-Виктана», поэтому в дальнейшем их банкротства кажутся маловероятными.

В рамках примера «Союз-Виктана» можно утверждать, что на алкорынок «наконец-то» повлияло повышение акцизов на алкоголь. Почему «наконец-то»? Дело в том, что перед каждым повышением акцизов водочники угрожают едва ли не полной тенизацией отрасли, падением официального производства и сокращением поступлений в госбюджет. И вот эта угроза отразилась на рынке в конкретных событиях, от чего, впрочем, ни потребителям, ни госбюджету легче не станет.

Более ярким событием для рынка будет возможная продажа компании Nemiroff, которая рассматривает возможность реализации мажоритарной доли стратегическому инвестору. Сразу два из трех совладельцев компании хотят ее продать. Аналитики оценивают все предприятие более чем в $300 млн. и на нее уже есть минимум несколько иностранных покупателей.

Насколько в таких условиях алкогольная отрасль является инвестиционно-привлекательной — вопрос риторический. Рынок алкоголя не закрыт, но в краткосрочном периоде инвесторам он не интересен. Кроме того, многое зависит от профильности этого бизнеса для продавца и покупателя. Для инвесторов, имеющих свободные средства, данная отрасль представляет интерес в среднесрочной перспективе. Крупные компании, безусловно, заинтересованы в своем расширении на рынке, но маловероятно, что у кого-то из украинских игроков сейчас есть свободные деньги для приобретения водочных заводов.

Если раньше банки относительно охотно кредитовали алкогольную отрасль, то после повышения акцизов в июле 2009-го они пересмотрели свои взгляды. Впрочем, в активе крупнейших украинских производителей еще остается привлекательный сегмент экспорта.

С другой стороны, российским и другим иностранным игрокам интересны только лидеры рынка, а не «самостоятельные» региональные заводы, которые до этого работали отчасти полуподпольно.

Одним из путей развития рынка может стать диверсификация видов деятельности, но это направлении сдерживается нехваткой оборотных средств. Так, один из крупнейших алкопроизводителей попытался было в 2009-м расширить свой бизнес за счет покупки проблемного банка, но вскоре отказался от своих планов. Не слышно также, чтобы другие операторы рынка пытались расшириться в своей профильной отрасли или в других за счет приобретения мощностей своих конкурентов.