Покупка предприятия в кредит
Теперь можно купить
прибыльную компанию
в кредит!
Специальные условия
кредитования
от ИнтерКредит!

ИнтерКредит » Обзор рынка » Алкогольный и табачный рынок

Алко-бизнес: бюджету дали наВодку

  Автор: Андрей Косенко  / Источник: intercredit.com.ua
Государство пошло навстречу производителям алкоголя и топлива, ограничив повышение акцизов. Как это скажется на рынке?



По предварительным данным, принятые в четверг, 20 мая, изменения в закон о налогообложении ряда подакцизных товаров принесет бюджету дополнительно «всего» 9 млрд грн в год, хотя первоначально Кабмин рассчитывал, на 16,2 млрд грн.

Судя по всему, на рынок алкоголя в Украине все больше влияет не кризис, а госполитика, в частности желание государство заработать на страсти украинцев к питию. Пока это привело к позитивным результатом для госбюджета, хотя отдельные сегменты отрасли ощутили серьезное падение.

Хлопнем по коньячку?

Сложности в экономике разнопланово отражаются на отдельных сегментах действующего алкогольного бизнеса. Так, по данным ассоциации «Укрводка», в I-м квартале объем производства ликероводочной продукции в Украине сократился на 10% в сравнении с аналогичным периодом минувшего года – до 10 млн. дал, водки – на 8%, до 8 млн. дал.

Между тем, отдельные операторы рынка показывают рост. Тот же Nemiroff за I квартал увеличил реализацию на 3% до 1,7 млн. дал по сравнению с аналогичным периодом 2009-го. Напомним, что по данным Госкомстата, в 2009 г. в Украине производство водки и крепких спиртных напитков составило 43,4 млн. дал (+5,2%). Между тем, производство коньяка за этот период снизилось на 20,9%, до 3,04 млн. дал. и продолжает падать. Касательно вина, то за I квартал 2010г. его производство выросло на 3,9% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г.

Причиной падения производства ликероводочной продукции эксперты рынка называют высокую налоговую нагрузку , падение платежеспособного спроса и наличие переходных остатков на складах торговых предприятий. Нет сомнения, что с каждым новым повышением и изменением условий работы на рынке теневой рынок алкоголя только увеличивается. По самым скромным оценкам, сейчас доля «тени» составляет 40%.

Дальнейшее состояние отрасли напрямую зависит от налоговой политики государства в сфере подакцизных товаров. В этой связи представители алкогольной отрасли потребовали ввести мораторий на повышение и индексацию ставок акциза (с учетом последнего повышения) до 2012 г. Как уже сообщал ИнтерКредит, ранее таких условий для себя добилась табачная отрасль.

Хмельной донор бюджета

Алкоголь в который раз пытаются сделать спасителем бюджета. Стоит напомнить, что в 2009 г., по сравнению с 2008 -м, рост поступлений от акцизов на ликероводочную продукцию составил 24,9 % (+ 880,5 млн. грн.) - до 4,4 млрд. грн. и на винодельческую продукцию – на 19 % (+ 66 млн. грн.) - до 412,8 млн. грн.; пива – на 318 % (+ 275,7 млн. грн.) - до 1,1 млрд. грн.

Только вернувшись с майских каникул, 11 мая, Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект №6337, который предусматривал увеличение ставки акцизного сбора на ликероводочную продукцию почти на 16% - до 39,4 грн. за литр чистого спирта. В результате спиртное могло подорожать на 15-30%.

Самый неприятный сюрприз ожидает производителей виноградных вин. Если раньше вино облагалось налогом в размере 50 коп. на литр, то теперь оно приравнено к крепкому алкоголю, акциз на который составляет 39,4 грн.. Таким образом, ставка акцизного сбора для десертных и крепленых вин составит 7,56 грн. с учетом НДС (исходя из крепости в 16%), а для столовых — 4,8-6,15 грн. Из-за роста цен и потери сбыта виноделы прогнозируют сокращение производства более чем на 50%.

Акциз на коньяк увеличился с 14 до 17 грн. с поэтапным повышением в дальнейшем. Производителям водки ставки повышены не были, а лишь передвинута индексация ставок акциза на уровень инфляции (на 15,9% — до 39,4 грн.), которая и так бы вступила в силу с 01.01.2011 г.
За счет повышения акцизов на бензин, табачные изделия и алкоголь Кабмин планирует привлечь в бюджет дополнительно 4,1 млрд. грн., в т.ч. за счет алкоголя – 700 млн. грн. Про акцизные планы правительства говорит тот факт, что всего в госбюджет-2010 должно поступить около 26 млрд. грн. акцизных платежей, что на 40% выше прошлогоднего показателя. Основная часть относится к бензину и табачным изделиям.

Своим законопроектом правительство готовит алкогольщикам еще один «сюрприз», который не укладывается в логику экономических процессов, но зато вполне объясним с точки зрения необходимости любой ценой привлекать средства в госбюджет. Так, с 01.01.2011 г. планируется внедрить по отношению к подакцизным товарам авансовую уплату НДС одновременно с уплатой акцизного сбора в размере 20% его суммы. Кроме как вымыванием оборотных средств это сложно назвать. В правительстве уверены, что повышение акцизов на алкоголь не приведет к росту контрабанды.

Нерезидентный алкоголь

Нельзя сказать, что украинский рынок в свете постоянного повышения акцизов становится все более инвестиционно-привлекательным. С другой стороны, это не отпугивает иностранцев. Тот факт, что украинский алкорынок — второй по объему после России в СНГ и один из крупнейших в Восточной Европе, делает cоблазнительным для новых операторов даже небольшие его доли.

Так, польский алкохолдинг CEDC уже создал в Украине свое дочернее предприятие. Интерес к Украине вызван не только тем, что этот холдинг уже работает в России, но и стремлением приобрести украинский Nemiroff. Понятно, что в случае данного приобретения CEDC станет одним из самых значимых игроков на нашем рынке. Впрочем, в настоящее время доля импортной продукции на рынке ликеро-водочных изделий Украины оценивается в 1-2%. Этот сегмент имеет тенденцию расти с увеличением доходов населения, о чем сейчас речь не идет.

Между тем, главным «продажным» активом на украинском алкорынке остается Nemiroff. О возможной продаже компании говорится уже с начала года. Но это – дело неспешное и переговоры с возможными покупателями ведутся до сих пор. Кроме CEDC на компанию, оцениваемую в более чем в $300 млн. претендуют российский «Русский стандарт» , американская Brown-Forman (Jack Daniel`s), французская Pernod Ricard (Chivas, Martel) и польская Stock Spirits . Условия продажи просты – выиграет тот, кто заплатит больше.

Разрешилась ситуация и вокруг группы компаний «Союз-Виктан» , которая не смогла реструктуризировать долги на сумму примерно 390 млн. грн. По данным участников рынка, контроль над обанкротившейся компанией установили структуры, близкие к группе «Приват». Установив контроль над «Союз-Виктаном» они также начали подавать судебные иски (на общую сумму 140 млн. грн.) против «Хортицы» . Впрочем, речь, скорее всего, идет о хозяйственном споре, чем о попытке приобретения и этой компании.

Очевидно, что мелкие активы алкогольного бизнеса пока инвесторов не интересуют. При нынешней политике государства в сфере акцизов, данную отрасль сложно считать стабильной. Со своей стороны потребители предпочитают дешевую продукцию, рентабельность которой будет минимальной. Между тем, продукция отрасли даже в условиях кризиса не теряет популярности, а значит и спрос на соответствующие мощности будет по-прежнему сохраняться.