Покупка предприятия в кредит
Теперь можно купить
прибыльную компанию
в кредит!
Специальные условия
кредитования
от ИнтерКредит!

ИнтерКредит » Обзор рынка » Алкогольный и табачный рынок

Бизнес на водке: прибыль и похмелье

  Автор: Валерий Зацепин  / Источник: intercredit.com.ua
Пока украинские власти озабочены стабилизацией цен на хлеб, гречку и картошку, кризис незаметно подкрадывается совсем с другой стороны...


Дело в том, что на фоне все углубляющихся негативных явлений в экономике и социальной сфере, со дня на день может подорожать водка - подлинно стратегический антикризисный продукт.

Пьяные цифры — трезвые факты

Не то, чтобы народ пил горькую — но статистика неумолимо свидетельствует, что чем сложнеее экономические реалии, тем больше народ потребляет водки и (что самое главное!) готов платить за нее практически любые деньги - часто в ущерб другим составляющим продовольственной корзинки.

Так, если в предкризисном 2008 году производство водки в Украине увеличилось на 11,1% - до 41,2 млн. дал, тогда как в 2007 году было произведено 37,1 млн. дал, то в следующем, 2009-м объемы ее выработки выросли еще на 9,8% - до 42,3 млн дал и это, заметим, при уменьшении количества предприятий действующего водочного бизнеса...

Согласно информации «Укрводки», в I полугодии 2009 г. водку в Украине производил 61 завод, в августе — только 35, а к началу октября — уже не более 30. Если до 1992 г. в стране работали 22 государственных предприятия (т. е. около 70% всех ликероводочных заводов бывшего Союза, то уже в начале 2000-х число производителей ликероводочной продукции превысило 150).

В настоящее же время, по данным ИнтерКредита, на водочном рынке Украины правят бал 5 крупнейших производителей и около 20 региональных ликероводочных заводов — причем это число имеет стойкую тенденцию к дальнейшему сокращению, если не за счет полного закрытия предприятий, то за счет поглощения мелких игроков и продажи крупных (например, «Союз-Виктан», «Nemiroff») стратегическим зарубежным инвесторам.

По итогам же работы отрасли с января по июль 2010 года было произведено 29,7 млн. дал ликероводочной продукции, в том числе водки - 22,5 млн. дал, 3 млн. дал. из которых было направлено на экспорт. Таким образом, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, объемы производства водки сократилась на 18%, а экспорт - на 21%.

Однако пить украинцы меньше не стали и «поддержали» производителей (преимущественно — отечественных, выпускающих относительно дешевую водку низких ценовых категорий) повышением объемов продаж на внутреннем рынке на 12%, что создало неплохой задел для итогов года (для сравнения, за весь 2009 г. потребление водки на внутреннем рынке выросло «всего» на 17,5% - до 36,6 млн дал).

Бюджет из рюмки

Активизация сокращения объемов производства ликероводочной продукции наблюдалось еще с лета 2009 года, после введения ставки акцизного сбора в сумме 34 грн. за 1 л. 100% этилового спирта, а 19 октября вступило в действие постановление Кабмина, в соответствии с которым поллитровка самой дешевой водки в розничной продаже подорожала до 17,96 гривен. При этом, в пересчете на литр 100%-го cпирта, розничные цены на это зелье и выросли с 70 гривен до 89,8 гривны, а оптово-отпускная - с 58,33 гривны до 68,05 гривны.

Таким образом государство лишь расплатилось (и то — не до конца) с производителями ликероводочных изделий за добровольно-принудительное пополнение госбюджета, выполнение которого без поддержки «пьяными деньгами» было бы абсолютно нереально.

Заметим, что в прошлом году, по сравнению с предыдущим, 2008-м, рост поступлений от акцизов на ликероводочную продукцию составил 24,9 % (+ 880,5 млн. грн.), поступления составили 4,4 млрд. грн. и на винодельческую продукцию – на 19 % (+ 66 млн. грн.), поступления составили 412,8 млн. грн.; пива – на 318 % (+ 275,7 млн. грн.), поступления составили 1,1 млрд. грн. Только в июле 2009-го ставки акцизов на этиловый спирт и ликероводочную продукцию были повышены на 58,1%, или 12,5 гривны до 34 грн за литр 100% спирта и эта тенденция, похоже, сохранится и в текущем году.

За все заплатит покупатель

Дополнительный толчок подорожанию продукции водочного бизнеса стал рост цен на сырье для из производства (вызванный температурными аномалиями этого лета), чем не преминул воспользоваться естественный монополист - «Укрспирт», повысивший стоимость спирта на 30% – до 115 грн. за 1 декалитр, при том, что, согласно расчетам экспертов Ассоциации производителей ликеро-водочной продукции «Укрводка», его рыночная цена не должна превышать 99 грн. за декалитр.

С учетом же очередного повышения (с 1 сентября текущего года) ставки акцизного сбора до 39,4 грн. за 1 л 100% этилового спирта, и почти 20%-го (по предварительным данным) подорожания самих бутылок для разлива напитка, общий рост цен для конечного потребителя может составить 10-15% (в зависимости от марки водки).

Впрочем, это пока мало беспокоит государство, которое, помимо активного акцизного давления на отрасль и само не прочь подзаработать на прибыльном бизнесе. Как уже сообщал ИнтерКредит украинская держава, со своими весьма ограниченными водочными активами, собирается заняться разливом водки, в т.ч. под «известным брендом «Столичная».

Согласно предварительным данным, госконцерн «Укрспирт» (тот самый монополист, определяющий цену на основную составляющую любимого национального напитка) планирует разливать от 2,5 млн. до 8 дал. относительно дешевой водки, что не может не беспокоить «частников».

Пока же им остается только продолжать бомбардировать правительства петициями, в которых члены ассоциации «Укрводка» (уже в который раз) твердят об опасности потери рынков сбыта и активизацией импорта.

Например, за 5 месяцев текущего года импорт водки в Украину по сравнению с аналогичным периодом 2009 года вырос почти в два раза – с 89,9 до 161,4 тыс. дал.

Впрочем, ни рост водочного импорта (который представляется для «частников» гораздо меньшую конкуренцию, чем зелье государственного разлива), ни подорожание конечной продукции (которая все равно будет выкуплена в розничной продаже), ни даже «большой передел» в этом сегменте действующего алкогольного бизнеса (который, скорее всего, пройдет в пользу новых, особо лояльных к нынешней власти стратегических инвесторов), похоже, пока мало беспокоит украинское правительство, которое успешно эксплуатирует человеческие слабости и в равной степени удачно общипывает и производителей и потребителей...