Покупка предприятия в кредит
Теперь можно купить
прибыльную компанию
в кредит!
Специальные условия
кредитования
от ИнтерКредит!

ИнтерКредит » Обзор рынка » Алкогольный и табачный рынок

Запрет продажи алкоголя в МАФ: пострадает ли от этого бюджет?

  Автор: Андрей Алексеенко  / Источник: intercredit.com.ua
Накануне Нового года парламент и правительство обратили внимание на потребление алкоголя в стране. Хотя бюджету и нужен дополнительный доход, народные депутаты готовы лишить малый бизнес немалой части оборота...


... «злоупотребительной» продукцией - как крепким алкоголем, так и его «слабыми» производными . Получится?

Алкоцифры

По официальным данным, производство водки и другие крепких спиртных напитков за январь-ноябрь 2010 г. составило 37,6 млн. дал., что на 1% меньше, чем за аналогичный период 2009 г. Производство коньяка и бренди за аналогичный период составило 2,9 млн. дал. (прирост 9,4%), а ликеров, настоек, наливок и т.д. -10,6 млн. дал. (- 12,7%).

В целом, ситуация на алкорынке в последние несколько лет существенно не изменилась – власть постоянно повышает акциз для наполнения и всячески ограничивает доступ к этой продукции путем запретов на рекламу, ограничений времени и мест продажи.

Очередным решением стало повышение акцизов на алкоголь, что заложено в проекте госбюджета на 2011 г. Так, акциз на ликероводочную продукцию повышается с 39,4 гривен до 42,12 гривен за литр 100% спирта. Напомним, что в мае народные депутаты повысили упомянутые акцизы на 15,9%, или 5,4 грн. до 39,4 грн. за литр 100% спирта

Касательно цифр по игрокам рынка, то исследовательская компания MEMRB-IRI подвела итоги работы предприятий водочной отрасли за I полугодие, которые свидетельствуют о том, что на украинском водочном рынке сменился лидер. Теперь им является ТМ «Хлебный дар», которую производит Национальная водочная компания (НАТ). По результатам мониторинга розничной торговли, ТМ «Хлебный дар» с июля 2009 г. по июль 2010 г. увеличила свою долю в объемах с 14,2% до 19,5%, в денежном эквиваленте — с 11,9% до 17,7%.

В то же время ТМ «Хортиця», напротив, сократила свои показатели. Их доля в литрах снизилась с 18,7% до 14,5%, а в деньгах — с 20,4% до 16,4%. Nemiroff же, нарастив долю в натуральном выражении с 14,1% до 14,5%, сократила денежную долю в продажах с 18,1% до 16,1%.

Между тем, до этого же несколько лет первенство по всем показателям была у «Хортицы», далее шел Nemiroff и «Союз-Виктан». НАТ был только на 4-м месте. Таким образом, государство восстанавливает свои позиции и в традиционной алкогольной монополии.

Пока сложно говорить о существенном изменении потребительских предпочтений в сторону премиум-сегмента (экономика якобы растет) и падении доли «бюджетной» водки. Однако, согласно официальной статистики, доходы населения растут крайне медленно, а водка для большинства не является предметом «первой необходимости».

Закон и градус

На этом фоне и народные депутаты решили проявить свою трогательную заботу про среднестатистического украинца. Хотя 1 января 2009 г. вступил в силу запрет рекламы алкогольных напитков на внешних носителях и на телевидении, ситуация изменилась несущественно. Реклама алкобрендов на ТВ как была, так и есть, просто не называют их наименования, и все – требования закона соблюдены. Кроме того, часть глянцевых журналов создала спецприложения на алкогольную и табачную тематику, что позволяет им успешно осваивать рекламные бюджеты соответствующих производителей и дистрибьюторов.

В настоящее время Верховная Рада намерена урегулировать особенности рекламы алкоголя в специализированных СМИ. Законопроект уже принят в первом чтении, и им предлагается установить для специализированных печатных СМИ специальные правила рекламирования алкопродукции.

Впрочем, законодатели пошли дальше, и теперь предлагается запретить продажи алкоголя в малых архитектурных формах (МАФ - ларьки, киоски, палатки, лотки), площадь которых менее 30 кв. м., а высота не более 4 м. Кроме того, во избежание двусмысленных толкований термина «МАФ» в законопроекте предлагается дополнить законодательство терминами «стационарная» и «передвижная» МАФ.

Кроме всего вышеперечисленного, местные власти ряда западноукраинских городов уже ограничили продажи алкоголя с 22:00 до 8:00 в розничных торговых точках. То есть выпить в этот промежуток времени можно будет только в барах и ресторанах, при этом предполагается запретить продажи алкоголя (в т.ч. слабоалкогольных напитков и пива) в киосках.

Продажи и планы

На рынке продаж алкогольных активов завершилась эпопея с приобретением компании Nemiroff. Ранее основным претендентом на актив считалась польская компания CEDC, но в июле поляки вышли из соглашения с Nemiroff, объяснив это тем, что цена за украинский актив оказалась слишком велика. В сентябре об отказе от переговоров объявила британская Stock Spirits. Очевидно, что цена не показалась высокой только для «Русского стандарта», который и предложил неназванную сумму (первично Nemiroff оценивали примерно в $300 млн).

Пока одни продаются нерезидентам, другие анонсируют глобальные планы. Компания «Хортиця» объявила планы инвестирования в покупку двух ликероводочных заводов в Украине (или строительство завода на Западной Украине) и России (с производством до 5 млн. дал. водки в год) $40 млн., вывода новой торговой марки и выхода на оптовый алкорынок в США. Сумма инвестиций на приобретение и модернизацию российских активов - $20 млн.

Слабоалкогольный аспект

Вместе с водкой страдают от госвлияния и сегменты пива и слабоалкогольных напитков. Пивная отрасль, также как и крепкий алкоголь, выступает «дойной коровой» для госбюджета. Напомним, Украина с 1 июля 2010 г. повысила ставку акцизов на пиво на 23,3% или 0,14 грн. до 0,74 грн. за литр.

Если смотреть на показатели развития отрасли, то она демонстрирует некоторый рост производства. По официальным данным, производство солодового пива, включая безалкогольное, за январь-ноябрь 2010 года составило 288 млн. дал. с приростом в 3% к аналогичному периоду 2009 года. Напомним, что в 2009 году по сравнению с 2008 годом выпуск пива уменьшился на 6,2%, или на 20 млн. дал. и составил 300,3 млн. дал.

Более интересная ситуация с экспортом-импортом пива. Пока в январе-октябре 2010-го по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. экспорт пива сократился на 11,1%, или на 34 117,51 тыс. л. (до 273 610,77 тыс. литров на $82,6 млн.), за тот же период импорт (преимущественно из России) увеличился на 50,7%, или на 8 787,28 тыс. л. - до 26 121,39 тыс. л. или на $13,7 млн. в денежном исчислении. Экспорт превышает в количественном и финансовом выражениях. Отчасти это можно пояснить появлением многочисленных сетевых киосков по продаже разливного (чаще всего импортного) пива.

Между тем, принятие решения о запрете его продажи в киосках может подкосить рынок пива. По данным пивоваров, принятие такого решения уменьшит объемы продаж пива на 15%, что в свою очередь уменьшит поступления в госбюджет на 1,3 млрд грн. Также следует ожидать сокращение порядка 150 тысяч рабочих мест в торговле.

Сегодня торговлю пивом осуществляют 40 тысяч МАФов площадью менее 20 кв.м. Через этот канал сбыта реализуется около 25% всего продаваемого в Украине пива. Если запрет будет введен в действие, хозяева киосков в летние месяцы будут терять немалый процент, что может привести к снижению рентабельности и закрытию киосков.

На рынке слабоалкогольных напитков особых изменений не произошло. Их «регулируют» вместе с пивом. Это видно не только вышеупомянутых законопроектов, но и из принятого в январе 2010 года закона, согласно которого потребление слабоалкогольных напитков и пива запрещается там же, где запрещено потребление крепких алкогольных напитков (общественные места и т.д.).

Общая ситуация на алкорынке такова, что под грифом «борьбы с потреблением алкоголя» тотально закручивают гайки всем. При этом, законодатели понимают, что украинцы меньше пить не станут, а значит бюджет получит свое. Хотя стоит опасаться, что некоторые изменения, особенно в части рекламы торговли в МАФах будут способствовать дальнейшей тенизации рынка алкогольных напитков и табачных изделий, а значит, бюджет получит меньше, чем ожидает.