Покупка предприятия в кредит
Теперь можно купить
прибыльную компанию
в кредит!
Специальные условия
кредитования
от ИнтерКредит!

ИнтерКредит » » Практика продаж

Правильная продажа бизнеса. Советы.

  Автор: Сергей Зиновьев  / Источник: intercredit.com.ua
Продажа готового бизнеса в Украине пользуется все большей популярностью независимо от масштабов продаваемого бизнеса. И если Вы хотите эффективно продать ваш бизнес можете использовать следующий порядок действий…


Обоснование продажи бизнеса.

Изначально необходимо определится с мотивом, который руководствует вами в принятия решения о продаже бизнеса. Возможно, ваше решение расстаться с бизнесом связано всего лишь с обыкновенной усталостью. В этом случае необходимо сделать небольшой перерыв, хорошенько отдохнуть от всех дел физически и морально, скорее всего, после этого желание продать бизнес улетучится. Но вполне вероятно, что продажа бизнеса может быть обусловлена вполне объективными причинами, тогда, бесспорно, нужно вплотную приступить к подготовке бизнеса к продаже.

Причин продажи бизнеса могут быть следующего характера:

Экономического. Бизнес не оправдал ожиданий и приносит доход несоразмерный с затраченным временем и силами. Нехватка оборотных средств.

Организационного. Нехватка квалифицированных кадров. Неумение работать с партнерами, клиентами и полный провал в ведении организационной деятельности.

Производственно-коммерческого. Допущены маркетинговые ошибки, невозможность противостоят в конкурентной борьбе, потеря значительной доли рынка. Не налажен сбыт товаров или услуг.

Психологического. Собственник потерял интерес к бизнесу. Или же существует параллельный проект, который приносит гораздо большую прибыль при  минимальных временных и прочих затратах.

Перспективность продажи бизнеса

Трезво оцените ситуацию, интересен ли ваш бизнес кому-либо кроме вас и какие перспективы его развития в будущем. Возможно, целесообразнее будет просто ликвидировать предприятие во избежание лишней траты времени, денег и сил.

Для оценки стоимости бизнеса воспользуйтесь помощью профессионального оценщика. Может, куда выгоднее, будет продавать материальные активы по частям, а не целостное предприятие или как действующий бизнес. Проведите мониторинг бирж и магазинов, узнайте нынешнюю стоимость аналогичных активов и оборудования.

Время - деньги

Задайте себе вопрос, является ли продажа бизнеса столь необходимой именно сейчас? Как может измениться стоимость вашей компании в будущем? Что можно сделать для увеличения стоимости бизнеса уже сегодня? Сколько времени может занять экспертная оценка вашей компании, проведение финансового и юридического аудита? Сколько времени потребуется на продление всех договоров аренды помещений, оборудования, техники, договоров поставок сырья и прочее? Целесообразность проведения косметического ремонта офисных и производственных помещений.

 Это все в значительной мере может сказаться на рыночной стоимости продаваемого бизнеса, и дабы не исправлять все упущенные детали в процессе продажи и переговоров с клиентами, стоит позаботиться о таких вещах заранее.

Бумажная волокита

Заранее приступайте к сбору всех  необходимых документов. При оценке бизнеса не пренебрегайте помощью профессиональных аудиторов, их независимые оценки в значительной степени могут  способствовать принятию решения покупателем о приобретении вашей компании.

Как уже говорилось ранее, обязательно проверьте и при необходимости продлите все договора касательно аренды, лизинга, поставок и прочие документы, которые обладают определенной ценностью при продаже предприятия. Оцените всю продаваемую недвижимость, находящуюся в вашей собственности. Также весьма желательно приготовить справками из банка об отсутствии задолженности по кредиту и положительной кредитной истории.

Оценка бизнеса

Стоимость продаваемого бизнеса желательно рассчитывать, используя несколько методик оценки. Отнюдь не лишним будет привлечение независимых экспертов, но всегда помните, что указанная в их отчете цена бизнеса, только их мнение и покупатель в процессе переговоров вправе оспаривать цену независимого оценщика и предлагать свою. Что обязательно и произойдет, будьте в этом уверены.

В сегодняшних реалиях рынка украинского бизнеса разница между ценой экспертной оценки предприятия и той, за которую это предприятие покупают, может составлять даже  треть стоимости.

Поиск потенциального покупателя

Составление портрета потенциального покупателя не является такой уж сложной задачей и для самого собственника бизнеса. Относительно не трудно, прекрасно зная рынок, потребности своих партнеров и конкурентов, определить круг компаний и предпринимателей, которые могут быть заинтересованы в приобретении предприятия с целью увеличения своей доли на рынке.

Тогда у вас будет возможность выбора наиболее выгодного предложения, если интерес к вашему бизнесу будет проявлен одновременно несколькими из них. С этой целью необходимо внимательно отслеживать качество вашей рекламной компании, в первую очередь - анализировать входящие звонки. Кстати сегодня в сети есть несколько полезных сервисов такого рода. Например, ad-saver.com позволяет даже делать запись входящих телефонных звонков, чтобы услышать со стороны свои ошибки и исправлять их, тем самым увеличивая конверсию и привлекая покупателей. С  наиболее серьезным и щедрым покупателем необходимо переходить к этапу переговоров.

Задаток

Только покупатель твердо настроенный на покупку вашего бизнеса будет готов и смело внесет задаток. Задаток по своей сути и является гарантией серьезности намерений. Это дает покупателю полное право приступить к проведению тщательной и полной проверки вашего бизнеса. Ваше содействие значительно укрепит доверие покупателя. А его опасения вполне понятны, так как он рискует купить дефективный бизнес и все его деньги вылетят в трубу. Но и вам раскрывать все секреты и тайны сразу же не стоит, придержите  их лучше до финальной стадии сделки.

Помните, лишь взаимоуважение и стремление к компромиссу могут способствовать эффективному ведению переговоров и успешной продаже бизнеса.