Покупка предприятия в кредит
Теперь можно купить
прибыльную компанию
в кредит!
Специальные условия
кредитования
от ИнтерКредит!

ИнтерКредит » Бизнес идеи »

Бизнес-план: работа над ошибками

  Автор: Максим Горынский  / Источник: intercredit.com.ua
Вас посетила замечательная бизнес-идея, но ваш тщательно продуманный и по всем правилам отраженный в "мраморе" бизнес-план почему-то не работает. Что делать?


Поспешим вас обрадовать – если вы задаете себе этот вопрос, значит вы уже на правильном пути и кое-каких успехов в деле создания и даже "оживления" вашего бизнеса уже добились. А именно...

Вы составили свой бизнес-план
При этом, надеемся, вы не просто скачали его из интернета, например по ссылке бизнес план бытовой химии скачать, отпечатали, чтобы заключить в красивый переплет (папку, рамочку) и забыть о его существовании сразу же после получения кредита под реализацию вашей бизнес-идеи. Вместо этого ваш бизнес-план постоянно живет на рабочем столе вашего компьютера и вы регулярно возвращаетесь к отдельным его разделам в ходе своей повседневной деятельности.

Вы постоянно корректируете свой бизнес-план
Это значит, что этот документ постоянно совершенствуется в соответствии с изменениями окружающей обстановки, а также успехами и (временными) неудачами вашего предприятия. Помимо теоретических (предварительных, прогнозных) в нем появляются и реальные цифры – например, объемы продаж, расходы на производство, содержание персонала и т.п., а также – и не менее реальные сроки (даты, периоды) в течении которых эти показатели должны быть достигнуты.

Если что-либо из перечисленного для вашего бизнеса не характерно – вам вряд ли удастся найти ошибки в вашем бизнес-плане, так как он представляет собой абсолютно мертвый документ, а значит – и исправить их, повысив эффективность работы своего предприятия.
Если же вы выполняете два указанных выше условия – вас можно поздравить: ваш бизнес-план работает. Дело за малым – привести практические результаты этой работы в соответствие с ожидаемыми.

Шаг первый: проверьте ваши ориентиры

Оцените динамику изменений численных показателей вашего бизнеса. Сопоставьте реальные объемы (и сроки!) своих достижений с предполагаемыми. Проверьте, насколько обоснованным изначально был каждый из показателей. Возможно, вы слишком оптимистично оценили перспективы новой бизнес-ниши или, напротив, недостаточно оценили возможности своего бизнеса.

И в том, и в другом случае стоит пересмотреть базовые ориентиры с целью максимального приближения их к реальности. Помните, что именно адекватная оценка текущего состояния и перспектив действующего бизнеса позволяет сохранить конкурентоспособность даже в самых сложных условиях.

Шаг второй: видя следствия – ищите причины

Как мы уже установили, практика ведения бизнеса в большинстве случаев отличается от теории. Результаты этого могут быть как положительными (большие, нежели мы на то рассчитывали, объемы продаж и прибыли, меньшие расходы и т.п.), так и отрицательными (снижение уровня продаж, возрастание производственных и сопутствующих затрат и т.д.)

Но на подведении итогов все дело не заканчивается: напротив, полученные цифры дают возможность приступить к анализу как сложившейся обстановки, так и причин (объективных и субъективных), которые привели к ее формированию. Следует не забывать, что своевременно найденный ответ на вопрос “Почему?” порой гораздо важнее, нежели ответ на вопросы “Когда?” и “Сколько?”.
Например, если расходы оказались ниже запланированных – это хорошо, но что, если это снижение достигнуто за счет пренебрежения своевременными маркетинговыми технологиями – продвижением товара (услуг) к потенциальному клиенту? В этом случае, скорее всего, можно говорить о том, что ваш бизнес-план не сработал.

Вне зависимости от того, позитивна или негативна разница между плановыми и реально достигнутыми показателями, всегда стоит задать себе вопросы: “Что это означает для бизнеса? “Какое управленческое решение следует принять?” “Кто и что именно должен сделать?” И не забудьте – все изменения (и в бизнес-план и в сам бизнес) следует вносить как можно осторожнее.

Шаг третий: не делайте резких движений

Процесс бизнес-планирования и планового управления действующим предприятием не имеет ничего общего ни с гаданием на кофейной гуще, ни с агрессивным стилем вождения авто (с резким переключением скоростей и крутыми поворотами). Более уместным будет сравнение с плаванием по бурной реке, извилистой и непостоянной, по которой, тем не менее, можно добраться в пункт назначения – если править твердо, но спокойно и не раскачивать лодку.

Действующий бизнес – совокупность взаимосвязанных процессов, которые часто тесно переплетены между собой. Представьте себе густую паутину: удачные стратегия и тактика продаж и применение маркетинговых программ способствуют возрастанию денежных потоков, грамотное управление сотрудниками и производственным процессом способствуют формированию эффективной рабочей атмосферы, которая, в свою очередь, способствуют возрастанию производительности труда.

Если что-то вдруг идет не так, нет смысла сворачивать всю сеть или даже резко дергать за одну нить – нужно гармонично (и планомерно) воздействовать на всю паутину.

Итак, даже самый лучший бизнес-план не гарантирует вас от ошибок. Но именно наличие этого документа, поддержание его в “живом” состоянии и творческая работа с ним, позволят вам, как собственнику бизнеса, своевременно понять, что именно идет не так и каким образом можно исправить ситуацию. Как известно, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Но тот, кто вовремя не обнаружит и не исправит своих ошибок — вряд ли добьется успеха...