Покупка предприятия в кредит
Теперь можно купить
прибыльную компанию
в кредит!
Специальные условия
кредитования
от ИнтерКредит!

ИнтерКредит » Бизнес идеи »

Новый бизнес - заработай на рейтинге

  Автор: Андрей Алексеенко  / Источник: intercredit.com.ua
После долгого затишья рейтинговый бизнес активизируется, чему способствует попытки его реформировать. Хотя популярность рейтингов из-за кризиса несколько снизилась, сама бизнес- идея остается весьма востребованной...


Напомним, что еще в первой половине 2009 года украинские банки по разным причинам отказывались от сотрудничества с рейтинговыми агентствами (РА). Отчасти это пояснялось экономией средств, отчасти – установлением плохих рейтингов самими агентствами, в силу чего клиентам «дешевле» было от них отказаться вовсе.

Нужны свои рейтинги

В настоящее время ситуации немного улучшилась. По оценке международного рейтингового агентства Fitch Ratings, количество понижений рейтингов банков в мире сократилось более чем вдвое: с 94 во втором квартале 2009 г. до 41 — в третьем. Хотя за последнее время количество ухудшения рейтинговых позиций украинских банков уменьшилась до минимума, но в третьем квартале еще отмечались понижения индивидуальных рейтингов отдельных банков, и ситуация остается весьма нестабильной.

После банков международные РА принялись и за другие виды действующего готового бизнеса. Агентство Fitch недавно отозвало рейтинги одного из крупнейших украинских застройщиков в связи с недостатком информации. В украинской компании поясняют это различием в требованиях к отчетности (РА и регулятора Франкфуртской биржи, где котируются акции компании) и не видят, в отзыве рейтинга ничего крамольного.

С учетом того, что правительство лишено инструментов влияния на международные РА, становление собственного рейтингового бизнеса является весьма эффективной мерой по преодолению этой «зависимости», которая не учитывала бы рейтинги самой страны. Напомним, что согласно практике международных РА, оценки национальных компаний не могут быть выше рейтинга самой страны.

С другой стороны, сам рейтинговый бизнес в Украине долгое время был в «законсервированном» состоянии, благодаря наличию только одного РА и общей неразвитости фондового рынка и его инфраструктуры.

Долой рейтинговую повинность!

Изменения, вносимые в рейтинговый бизнес касаются его отраслевых аспектов. Так, в ноябре 2009-го Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) отменила обязательное получение эмитентом рейтинга при эмиссии корпоративных, муниципальных облигаций, ипотечных сертификатов и сертификатов фондов операций с недвижимостью.

Таким образом, ГКЦБФР предоставила эмитентам облигаций возможность не предоставлять рейтинговый отчет на этапе регистрации выпусков этих ценных бумаг. Данное решение позволит эмитентам быстрее выходить на облигационный рынок с новыми выпусками, так как они смогут получать рейтинг уже после начала процедуры регистрации выпуска ценных бумаг. Между тем, отказ ГКЦБФР от проверки наличия кредитного рейтинга на этапе регистрации выпусков облигаций не снимает с Комиссии обязанность контроля соблюдения эмитентами действующего законодательства на этапе обращения облигационных выпусков. Часть операторов рынка позитивно отреагировали на такое решение ГКЦБФР.

Теоретически это решение либерализирует рейтинговый рынок, но в таком случае что-то решить по поводу института уполномоченных агентств – или отменить или ввести всеобщее лицензирование всех желающих и отвечающих определенным требованиям. Напомним, что в настоящее время уполномоченным государством РА является только одно агентство, кроме которого в Украине работают и признанные ГКЦБФР международные агентства.

В таких условиях рейтинговый бизнес становится привлекательным, что несомненно привлечет в него операторов, коих по некоторым данным можно уже сейчас насчитать не менее 5-7, однако для некоторых из них этот бизнес непрофильный, а сама деятельность публично неизвестна. Зато эта бизнес-идея может стать привлекательной для информационно-консалтинговых структур, которые могут приобретать уже «раскрученных» операторов рынка.

Одним из основных требований к рейтинговым агентствам за рубежом является наличие соответствующего опыта работы. Так, в США для получения статуса признаваемого РА (аналог уполномоченного) претенденту необходимо доказать, что его рейтинговые оценки реально используются участниками финансового рынка в течение минимум 3-х лет. Но как приобрести опыт новым РА остается только догадываться или устанавливать 3 года рейтинги кому угодно, в надежде на то, что эти оценки заинтересует участников финансового рынка.

Отчасти это дает шанс украинским РА, с учетом относительной дороговизны процедуры установления рейтинга международными агентствами (стоимость от $30 тыс.), их услуги стоят на порядок дешевле. С другой стороны, доверия к малоизвестным участникам рынка изначально будет мало, и ценовой фактор в этой связи играет второстепенную роль. Кроме того, рейтинги нужны для привлечения инвестиций, а источники их как на Западе, так и в Украине пока в основном недоступны.

Однако отмена обязательного рейтингования снижает потенциальную привлекательность данного рынка  даже для новых игроков. Обязательность автоматически создавало поле для деятельности, а в условиях кризиса и тотальной экономии, сложно будет заставить редких эмитентов заказывать рейтинги.

Законы: один или много?

Еще в октябре 2009 г. в Верховной Раде  был зарегистрирован законопроект  №5288 «О внесении изменений в некоторые законы (относительно кредитных рейтингов)», которым в частности предусматривается:

1.Лицензирование  деятельности РА, что должно проводиться ГКЦБФР.
2.Поручение ГКЦБФР  разработать правила отбора международных  РА.
3.Устранение рейтинговых ограничений на инвестирование страховых резервов и чистых активов институтов совместного инвестирования.
4.Установление требования о недопустимости пребывания РА под контролем участников рынков финансовых услуг, что обеспечит их независимость.

Операторы же рынка выступают не за внесение изменение в существующие нормативные акты по различным сферам финансового рынка, а за разработку и принятие отдельного закона «О национальном рынке рейтинговых услуг».

Этот закон и должен определить требования к уполномоченным (сертифицированным) рейтинговым агентствам и порядок  использования их оценок регуляторами. Даже формирование требований к РА, по их мнению, нельзя поручать отраслевым регуляторам. Кроме того, к формированию  списка национально признанных РА необходимо привлечь Госфинуслуг и НБУ.

При помощи регуляторов, даже после отмены обязательного рейтингования эмитентов, РА могут получить клиентов в виде кредитных союзов. По крайней мере, Госфинуслуг, после оценки опыта рейтингования страховых компаний, может задуматься над введением дополнительных требований к кредитным союзам в части раскрытия о себе информации с использованием кредитных рейтингов.

В целом, все вышеуказанные решения в той или иной мере направлены на создание конкурентной среды в рейтинговом бизнесе. Впрочем, время для отмены обязательного рейтингования выбрано, мягко говоря, не лучшее, и новые операторы, если и придут, то рискуют остаться без клиентов.

До тех пор, пока не оживится экономика и компании не увидят возможностей для привлечения капитала на приемлемых условиях, рейтинговый бизнес обречен на довольно жалкое существование.

Стоит напомнить, что в мировой практике требования к РА ужесточаются. Так, с октября 2010 года ЕС вводит единый порядок  сертификации рейтинговых агентств, оценки которых используются в регуляторных целях. Впрочем, в Украине же пока нужно создать сам рынок, а уже потом ужесточать требования к операторам рынка.