Покупка предприятия в кредит
Теперь можно купить
прибыльную компанию
в кредит!
Специальные условия
кредитования
от ИнтерКредит!

ИнтерКредит » Политика и бизнес » Международный бизнес

Украина - меняем газ на бизнес!

  Автор: Виталий Зотов  / Источник: intercredit.com.ua
По мере того, как наша страна все больше свыкается с мыслью о том, что дешевый газ светит нам только в обмен на нечто весьма существенное, очередные крупные бизнес-объекты явно готовятся...


... к передаче в частные руки. Одним из таких лакомых кусочков уже много лет является Одесский припортовый завод, работа которого прочно завязана на поставки относительно дешевого газа.

Новейшая история же этого предприятия, которое, кстати, в 2011 году в очередной раз было изъято из перечня госактивов, не подлежащих приватизации, напоминает настоящую бизнес-сказку, которую сегодня вполне уместно напомнить.

Приключения Курочки Рябы

Одесский припортовый завод, строго говоря, не является Одесским, так как расположен он почти в 50 км. к северо- востоку от города, на берегу Аджалыкского лимана и является одним из двух градообразующих предприятий отдельного города — Южного. ОПЗ — второе по мощности после донецкого «Стирола» (г. Горловка) предприятие по производству аммиака и карбамида, которое также специализируется на выпуске жидкого азота, и кислорода, двуокиси углерода, и сернокислого натрия. Более 80% этой продукции экспортируется (преимущественно — морским путем) аммиак — в Бельгию, США и Францию, карбамид — в Швейцарию, Бельгию, США и Германию. Для расширения бизнеса по Украине, местным экспортерам может потребоваться помощь юристов в Днепропетровске или других городах миллионниках.

Что же касается статуса «припортовый», то это чистая правда, но, опять же таки, ничего общего не имеет с Одесским портом, так как ОПЗ «прописан» в порту Южный, вернее даже имеет собственный мини-порт на его территории, специально предназначенный для перевалки на специализированные танкера различного рода продукции химической промышленности, в первую очередь — аммиака и его производных. Проектная мощность по их перевалке составляет около 4 млн.т в год.

Кстати, на рынке подобных услуг завод в масштабах Украины является монополистом и переваливает не только собственную продукцию (на территории ОПЗ находится четыре хранилища сжиженного аммиака на 120 тыс. тонн), но и партнеров — уже упоминавшегося украинского «Стирола» и российского «Тольяттиазота», с которыми его соединяет аммиакопровод «Тольятти — Горловка — Одесса».

Сразу же заметим, что сам аммиакопровод в настоящее время находится на балансе предприятия, но не входит в его уставный фонд и, представляя собой стратегический объект, по состоянию на сегодняшний день не подлежит приватизации вместе с ОПЗ, оставаясь в государственной собственности. Тем не менее, этот фактор — единственной конечной точки выхода к наиболее дешевому при транспортировкe на большие расстояния (водному) транспорту, не может не учитываться при возможном переходе предприятия в частные руки, что, как мы увидим ниже, и нашло свое отражение в условиях приватизации ОПЗ.

Основной затратной составляющей технологической цепочки предприятия является природный газ, стоимость которого составляет 80-90% цены готовой продукции. Это обстоятельство, никоим образом не учтенное в условиях приватизационного тендера, тем не менее также заслуживает самого пристального внимания как при выборе потенциального собственника, так и при анализе уровня «справедливости» цены, которую претенденты будут готовы заплатить.

Что же касается доходности, то до обострения «газовых войн», 2006 год ОПЗ закончил с прибылью 236,7 млн гривен, увеличив чистый доход до 1 млрд. 878,533 млн гривен (+6,31%, или 111,561 млн гривен к результату 2005 г.) В 2007 году, начало которого ознаменовалось перекрытием газового вентиля, заводу все же удалось увеличить чистую прибыль до 308,83 млн грн, а чистый доход – до 2 млрд 228,862 млн грн. (+18,6%), а 2008 год ОПЗ закончил с чистой прибылью 796,977 млн. грн.

Зато уже в первом квартале 2009 г. предприятие имело свыше четырех (4,09) миллионов гривен убытка, выпуск аммиака за этот период уменьшился в 2,3 раза (до 126,7 тыс. тонн), а карбамида — на 23,03% (до 187,8 тыс. тонн).

По итогам 2010 года чистые убытки завода составили уже 87,169 млн. грн. - сыграло свою роль очередное повышение цен на газ и неблагоприятная международная конъюнктура.

Зато 2011 год предприятие уже закончило с прибылью (+336,133 млн. грн.), что, впрочем, все же вряд ли спасет ОПЗ — эту причерноморскую Курочку Рябу — от продажи. Дело в том, что без соответствующих договоренностей с Россией газовый корм для несушки становится поистине «золотым»...

Синдром Конька-Горбунка

Очередная попытка приватизации ОПЗ станет не первой, причем как и предыдущие будет диктоваться не только (и не столько) экономическими, сколько политическими соображениями. Сопоставление некоторых дат (и связанных с ними событий) дает пищу для очень любопытных размышлений.

Еще после очередных (почти двухнедельных) перебоев с поставками газа на предприятие в начале января 2007 года, и накануне внеочередных парламентских выборов, 15 августа Фонд Госимущества объявляет о выставлении на продажу 99,5% акций Одесского Припортового.
В середине сентября Президент Украины «неожиданно» приостанавливает реализацию условий приватизационного тендера, уже утвержденных действующим Кабмином (премьер — Виктор Янукович) — стратегическое предприятие не должно достаться «врагам».

30 сентября 2007 г. проходят внеочередные парламентские выборы, на которых партия действующего премьера набирает (хоть и с минимальным отрывом) максимальное число голосов. И уже 3 октября Кабмин откладывает «рассмотрение ситуации вокруг приватизации ОПЗ» - срочная продажа уже не актуальна. 5 октября «замораживание» приватизации ОПЗ получает юридическую поддержку - окружной административный суд Киева своим определением запрещает ФГИ «осуществлять любые действия по отчуждению пакета акций ОПЗ в размере 99,52%».

В результате, накануне смены состава Кабмина (16 ноября), Фонд Госимущества совершает лишь «демократический жест» - продает 0,43% акций ОПЗ «работникам предприятия» (интересно, многие ли из 3 800 сотрудников ОПЗ их получили?), а с завершением процесса смены власти в правительстве (декабрь 2007-го), приватизация предприятия снимается с повестки дня.

Итак, подобно сказочному Коньку-Горбунку, ОПЗ приходит на помощь своему хозяину — государству (точнее, людям которые имеют в нем власть) в самое трудное время: когда Иванушке-дурачку, чтобы стать Иваном-царевичем, не хватает денег. Тогда его верный, но неказистый конек преображается в гордого скакуна, его продают глупому боярину за большие деньги, а потом (когда потребность в глупом инвесторе отпадает), предмет его «перспективных» вложений вновь превращается в Горбунка и возвращается к хозяину.

Выбор Спящей Красавицы

А теперь попробуем создать портрет идеального инвестора, который мог бы рассчитывать на успех при очередной попытке приватизации ОПЗ. Ведь это все равно случится — и не через сто сказочных лет, так значит к встрече нужно хорошо подготовиться заранее, чтобы узнать Принца инвесторов среди толпы всяких разных финансовых богатырей и бизнес-гномов.

Для этого обратимся к основным предварительным условиям приватизации Одесского Припортового, а заодно припомним некоторые его особенности. Итак...

Как известно, к участию в конкурсе не допускаются компании, зарегистрированные в оффшорной зоне.

При этом покупатель обязан обеспечить: сохранение видов экономической деятельности, сохранение номенклатуры и объема производства аммиака и карбамида в соответствии с проектной мощностью завода, перегрузки химической продукции и обеспечить прибыльную и стабильную работу предприятия.

Доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) завода при новом владельце на протяжении пяти лет от даты перехода права собственности на пакет акций не должна быть менее следующих объемов: первый год - 2 340 млн. г., второй год - 2 510 млн.г., третий год - 2 680 млн.г., четвертый год - 2 850 млн.г., пятый год - 3 020 млн. гривен.

Какой же покупатель сможет обеспечить все это?

Прежде всего, тот, кто сам обладает необходимыми запасами относительно дешевого природного газа или может обеспечить его поставки в нужном количестве, по приемлемым ценам и наиболее дешевым путем (по трубопроводам). Вопрос о бесперебойной поставке сырья был и останется ключевым.

Во-вторых, как уже отмечалось, ОПЗ — предприятие, имеющее для Украины стратегическое значение, не только в бюджетообразующей, но и в транспортной сфере, что практически исключает возможность его продажи не только оффшорной фирме, но и инвестору из очень дальнего зарубежья: это было бы равнозначно позволить ему приватизировать часть морского порта- по сути, участка госграницы Украины, со всеми вытекающими из этого транзитно-таможенными последствиями.

Наконец, ОПЗ представляет гораздо большую привлекательность при обеспечении возможностей его использования в комплексе с двумя другими крупными производящими предприятиями, действующей трубопроводной магистралью (аммиакопроводом), мощностями по перевалке и хранению продукции (как на территории комбината, так и в п. Южный) и морской транспортной составляющей (флот специализированных судов для перевозки аммиака и минеральных удобрений).

Таким образом, идеальный претендент на Одесский Припортовый, в дополнении к своей газовой потенции, должен либо контролировать ВСЕ перечисленные составляющие (что в ближайшей исторической перспективе не представляется возможным), либо обладать способностью и желанием обеспечить их эффективное взаимодействие, которое не могли бы осложнить никакие реальные межклановые и надуманные политические противоречия.

Исходя из всего перечисленного, поневоле приходишь к выводу, что по-настоящему эффективным собственником ОПЗ могло бы стать либо государство Украина (но Украина, не раздираемая борьбой бизнес-элит и проводящая трезвый внешнеполитический курс), либо... российский «Газпром». Интересно, кто из «принцев» появится первым?.