ИнтерКредит » Обзор рынка » Авторынок

Автобизнес в Украине: обзор рынка-2009

  Автор: Виктор Савченко  / Источник: www.intercredit.com.ua
Несмотря на поток новостей, по большей части негативных для этого сектора предпринимательской деятельности, для отдельных его направлений уже сейчас открываются весьма привлекательные перспективы...


… а значит, у предусмотрительных инвесторов появляется реальный шанс уже сегодня приобрести по разумной цене вполне рентабельный бизнес, который, по мере выхода из кризиса, будет приносить все больший доход.

Динамика рынка

Автобизнес в Украине (ассоциируемый, главным образом, с продажей машин и комплектующих к ним) совсем недавно был для многих украинских предпринимателей весьма уютной деловой нишей, первым (после банков) болезненно ощутил на себе удары кризиса.

Последовавшие вслед за этим «заморозка» депозитов и законодательные инициативы по защите «национального автопроизводителя» (на деле — отверточных импортеров) практически свели на нет собственно торговлю автомашинами (-62%), их производство в Украине (-84%), существенно (на 35-55%, в зависимости от ассортимента) уменьшили объем рынка запчастей и поспособствовали тому, что многие предприятия сопутствующей сферы (автозаправки, автомойки, станции техобслуживания и т.п.) в силу изменившейся обстановки приобрели статус проблемных, а их собственникам пришлось срочно озаботиться поисками стратегических инвесторов или (чаще) просто выставить эти бизнес-объекты на продажу.

Как и предсказывал ИнтерКредит, на рынке продажи готового бизнеса первое полугодие 2009 г. характеризовалось стабильным ростом предложений о реализации предприятий, так или иначе связанных с автобизнесом (торговые площадки, СТО, автомойки, АЗС и пр.), собственники которых не располагали поддержкой крупных автопроизводителей и справедливо не надеялись благополучно дожить до лучших времен, которые, согласно многочисленным экспертным оценкам ожидали авторынок только в 2010 году — когда на фоне сохраняющейся тенденции дальнейшего снижения цен на нефть, ожидалось некоторое оживление автопродаж.

Количество подобных предложений с 12% в январе, в мае возросло до 14% и, несмотря на относительное затишье в период летних отпусков, сохранило рост до настоящего времени (14,8% по состоянию на первую декаду августа). Что же касается отдельных направлений автобизнеса, то здесь динамика не была столь однозначной.

Что? Где? Почем?

Наиболее резким и быстрым (февраль-март) был уход с рынка основной деятельности сравнительно небольших специализированных торговых площадок и автосалонов, не связанных напрямую с крупными автопроизводителями. Любопытно, что несмотря на практически полный анабиоз авторынка, мало кто из собственников подобных предприятий решился выставить их на продажу — подавляющее большинство решило временно перепрофилировать свои предприятия под другие виды товаров или даже под другой вид (отличной от торговой) деятельности.

Часть же владельцев поступила еще проще, сдав имеемые площади в долгосрочную аренду и надеясь таким образом хоть и с потерями (арендные ставки на рынке коммерческой недвижимости начали заметно падать уже с середины весны) все же «пересидеть» кризис. К настоящему времени доля предложений таких объектов на рынке действующего автобизнеса не превышает 13%, да и то их владельцы предпочитают не продавать их, а сдавать в аренду или привлекать инвесторов в обмен на часть прибыли.

Цены же на них более зависят от масштабов бизнеса, нежели от географии его расположения и колеблются в широком диапазоне: от 580 тыс. долл. (автосалон в г. Кривой Рог) до 6 миллионов долл. (комплексное предприятие по продаже автомобилей в г.Запорожье).

Остальные группы предприятий действующего автобизнеса оказались в сравнительно лучшем положении, что и нашло отражение на рынке готового бизнеса. Так, пик предложений о продаже компаний, связанных с транспортными перевозками, пришелся на май-начало июня, после чего их поток заметно пошел на спад.

Это объясняется как летним увеличением пассажиропотоков на автотранспорте и появившейся возможностью сезонной переориентации этого бизнеса на другие товарные группы (сельскохозяйственная продукция, сырье для перерабатывающей пищевой промышленности и пр.), так и оживлением в некоторых других базовых отраслях экономики (например, в строительстве), а значит — соответствующим частичным восстановлением традиционной грузовой базы (стройматериалов, бетона и т.п.).

В настоящее время данная группа предприятий занимает на рынке действующего автобизнеса почти 30% предложений, а цены на них колеблются от 50 тыс. долл. (инвестирование в развитие службы такси в одном из райцентров Черкасской области), до 1 млн. 600 тыс. долл. (компания по перевозке бетонных смесей со штаб-квартирой в Киеве).

Еще более «повезло» разнообразным СТО, автомастерским, автомойкам и другим подобным предприятиям автосервиса, которые оказались еще более устойчивыми к кризису, ведь даже резкое снижение автопродаж не повлекло за собой обвального сокращения спроса на услуги этих компаний. Более того, у некоторых из них даже прибавилось заказчиков — из числа владельцев новых авто, приобретенных у «серых» дилеров, а также тех, кто приобрел уже подержанную машину на вторичном рынке.

По состоянию на первую декаду августа 2009 бизнес-объекты такого рода составили почти 41% всех предложений на рынке действующего автобизнеса. Диапазон цен: от 50 тыс. долл. (франшиза на ремонт авто на всей территории Украины), до 100- 120 тыс. долл. (автомойки в Киеве и Киевской области).

И наконец, самая «непотопляемая» группа — автозаправки, бизнес практически вечный, несмотря на падение автопродаж и очередное (после некоторого снижения цен в июле) роста цен на топливо. Появление на рынке предложений о продаже АЗС сегодня связано не столько сокращением, сколько с переделом рынка, с которого волей-неволей вынуждены уйти мелкие игроки, не имеющие доступа к источникам топлива собственно украинского производства и, вследствии этого, болезненно чувствительные к снижению объемов продаж.

В настоящее время доля АЗС на рынке готового автобизнеса составляет порядка 12% (можно с большой степенью вероятности предположить, что основные сделки в этой группе проводятся без особой публичности, а покупатели избираются в весьма узком кругу известных нефтетрейдеров). Примерные цены: от 700 тыс. долл. (автозаправка в Луганской области), до 1 млн. 800 тыс. долл. (АЗС в Запорожье)

Тенденции и перспективы

Решающим фактором для дальнейшего развития авторынка должна стать неминуемая (или, по крайне мере, пока представляющаяся таковой) отмена Украиной 13% надбавки к импортной пошлине на иномарки, действие которой должно быть прекращено до 7 сентября текущего года. Впрочем, к значительному падению цен (равно как и бурного оживления автопродаж) до конца 2009 года это не приведет.

Этот шаг (если он все же будет предпринят) в большей степени отразится на первой группе предприятий автобизнеса — специализированных торговых площадках и автосалонах, которые, в большинстве своем вернутся к своей основной деятельности. Для тех, кто в настоящее время все еще рассматривает варианты инвестирования в такие бизнес-объекты, очевидно уже настало время принимать решение — ближе к концу августа цены на них вырастут, а наиболее интересные предложения уйдут с рынка.

Для компаний, чья деятельность связана с транспортными перевозками и различными видами автосервиса (кроме АЗС), гораздо большее значение будут иметь размораживание долгосрочных кредитных программ (на обновление транспорта, погрузочного оборудования и т.п.), реанимация работы основных отраслей промышленности, а также рост платежеспособного спроса на их услуги со стороны населения.

И хотя все это — дело средне-, а то и долгосрочной перспективы (1-2 года), свое кризисное дно эти предприятия автобизнеса уже миновали и потенциальным инвесторам придется свыкнуться с постепенным, но неуклонным повышением цен на них при весьма динамичном спросе и ограниченном предложении.

Что же касается автозаправочных станций, то на украинском рынке время одиночных игроков в этом бизнесе явно уходит, и уже к лету-осени 2010 года можно ожидать окончательного передела рынка нефтепродуктов между крупными международными игроками.

Так, вслед за англо-голладским концерном Shell, который в феврале уже приобрел небольшую сеть заправок в Украине, крупную сеть АЗС готовится купить российско-британская ТНК-ВP, а к остальным «свободным одиночкам» внимательно присматриваются российский гигант «Лукойл», польская компания Polskie Gornictwo Naftowe I Gazownictwo S.A. и родной украинский «Приват».