ИнтерКредит » Обзор рынка » Авторынок

Авторынок оправился после ликвидации автобирж

  Автор: Андрей Косенко  / Источник: intercredit.com.ua
Авторынок Украины, в целом, понемногу оживает. Правда темпы его развития все еще несравнимы с докризисными, а в некоторых живет своей жизнью. Что же будет дальше?


Обзор авторынка — производства и продажи

По данным ассоциации «Укравтопром» с первого января по первое октября текущего года в Украине было произведено 53,5 тыс. автомобилей и автобусов, что на 9% ниже показателя прошлого года. Из них: легковые автомобили — 47,8 тыс. шт., грузовые автомобили — 3,7 тыс. шт., автобусы — 1,9 тыс. шт.

Зато по итогам сентября было произведено 8,3 тыс. транспортных средств, что на 24% больше показателя августа. В частности, производство легковых автомобилей выросло на 28%, а коммерческих авто и автобусов - упало на 8% и 12% соответственно.

Между тем, по итогам трех кварталов выпуск грузовых автомобилей благодаря увеличению заказов со стороны оживающей отечественной промышленности вырос на 88%. Этому способствовало и более широкое открытие для украинского автопрома рынков России и Казахстана. Кроме того, за счет заказов местных властей городов, которые готовятся к Евро-2012 удвоилось производство автобусов.

Крупнейшими производителями легковых автомобилей остаются компания «ЗАЗ» и корпорация «Богдан», которые покрывают 80% общего производства этого вида техники. В производстве грузовых авто лидируют «Запорожский автозавод» — 59% от общего объема производства, «Богдан» — почти 20% и «тяжеловес» ХК «АвтоКрАЗ» — 19%.

Производители же автобусов более многочисленны, но крупнейшие из них – ЛАЗ и «Богдан» уже имели несколько конфликтов, когда одна компания побеждала в тендере, а контакт все равно оставался другой или вторая компания оспаривала результаты торгов в суде.

Что же касается продажи авто, то в текущем же году эксперты по-разному оценивают перспективы — от 140 до 155 тыс. машин, кто-то больше, кто-то меньше. Ассоциация «Укравтопром», например, прогнозирует сокращение внутреннего рынка новых легковых автомобилей на 14,29% (минус 25 тыс. авто), по сравнению с 2009 годом - до 150 тыс. в нынешнем году.

Прирост на 2011 год обещает быть лучше, чем в 2010-м но не намного. При этом объем продажи новых легковых автомобилей в следующем году может достичь 175 тыс. единиц, что превысит ожидаемый максимальный показатель 2010 года (155 тыс.) почти на 13%, а в дальнейшем может ежегодно расти на 12-15%. В дальнейшем эксперты прогнозируют рост, но каким он будет зависеть от экономической ситуации. Выход на докризисные показатели производства легковых автомобилей (500-600 тыс. авто в год) ожидается не ранее 2013-2014 годов.

С другой стороны, «АвтоЗАЗ» по итогам девяти месяцев производство автомобилей на предприятии снизилось по сравнению с аналогичным периодом 2009 года на 31,3%, до 28,3 тыс., а корпорация «Богдан» в сентябре экспортировала 1 792 легковых автомобиля, что в 2,07 раза больше, чем в августе (864 ед.).

Из-за сокращения товарных запасов иномарки в Украине будут дорожать. Автоимпортеры объясняют подорожание автомобилей колебанием курса валют, в частности, укреплением евро. Отмечая подорожание автомобилей отдельных брендов, операторы рынка ожидают роста цен на авто европейского производства уже с декабря этого года.

Уже выросли цены на продукцию «АвтоЗАЗа» и ряд других моделей отечественного «производства». Повышению цен способствует и подорожание металла, а также ужесточение таможенного законодательства. Немаловажную роль сыграл и тот факт, что новые заказы автоимпортеров размещались менее активно.

Что же касается соответствующих сегментов украинского рынка действующего бизнеса, то некоторое оживление производства и продажи авто пока отразилось на нем не слишком заметно.

По количеству заявок по-прежнему лидируют предприятия автосервиса, за ними следуют компании, связанные с транспортными перевозками и автозаправочные станции. Замыкают же список автосалоны и другие специализированные площадки по продаже машин.

Утешительным для потенциальных покупателей и инвесторов остается тот факт, что цены на предприятия автобизнеса вот уже несколько месяцев остаются на стабильном уровне и, вряд ли будут повышаться в ближайшее время.

При этом достаточно интересными представляются новые для рынка готового бизнеса Украины предложения по реализации автосборочных предприятий (в настоящее время подобный бизнес проходит проверку специалистами компании ИнтерКредит Они выглядят тем более привлекательно, что географически сосредоточены в восточных регионах Украины, где высока концентрация квалифицированной рабочей силы.

В глобальном же масштабе авторынок растет более активно. По оценкам агентства PricewaterhouseCoopers, в 2010 году производство легковых автомобилей в мире достигнет рекордной отметки в 69,9 млн авто, так что зафиксированный в 2007 году шестидесятимиллионный рекорд будет побит.

Основной же прирост в этом сегменте действующего бизнеса будет достигнут за счет развивающихся стран. В 2010 году доля стран БРИК (Бразилия, Россия, Китай и Индия) в мировом автопроме достигнет 30% (в 2007 году этот показатель составлял 18,7%)

Автобиржи - вон?

Серьезный прецедент для перспектив авторынка создала ликвидация автобирж, в результате которой продажи б/у машин в стране сократились в 4 раза. Напомним, что согласно закона №2275-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» товарные биржи теперь не могут регистрировать сделки по купле-продаже б/у автомобилей, что привело фактически к параличу рынка б/у авто.

При этом владельцы при продаже авто теперь должны платить налог с дохода – 15%. Хотя по-прежнему уйти от налога можно, продавая авто по генеральной доверенности, данное нововведение ударило по 90% сделок купли-продажи подержанных авто.

Альтернативой биржевым договорам могла бы стать сделка у нотариуса с уплатой 1% госпошлины, в случае, если операция по продаже авто у владельца первая за год. Однако на практике нотариусы, являясь налоговыми агентами, не рискуют брать на себя ответственность по оформлению сделок, так как не могут досконально проверить число сделок по отчуждению авто у конкретного продавца.

Несмотря на это рынок б/у пока еще живет. Исходя из анализа данных отраслевых сайтов, в сентябре на вторичном рынке автомобилей преобладали транспортные средства старше 15 лет (21,76% всех предложений), затем, с показателем 14,14% идут авто 2010 года выпуска. На третьем месте в рейтинге возраста – 10-15 летние машины - 10,34%.