ИнтерКредит » Обзор рынка » Пищевой рынок

Пищевой бизнес - продажи и покупки

  Автор: Андрей Косенко  / Источник: www.intercredit.com.ua
Кушать хочется всегда, вне зависимости от кризиса. Именно поэтому перспективы производителей и продавцов пищевой продукции куда более оптимистичны, нежели у их «непродовольственных» коллег. Но что же будет дальше?


По данным Госкомстата, производство пищевых продуктов, напитков и табачных изделий в июле по отношению к июню 2009 года снизилось на 3,3%, и за январь-июль по отношению к аналогичному периоду 2008 года на 6,3%. На фоне показателей других отраслей пищепром сохранился как, в целом, рентабельный бизнес и практически не упал (больше только у добычи полезных ископаемых, где второй показатель -5%), когда вся украинская промышленность в среднем сократила своих объемы производства на 30%.

Все пока еще неплохо

Пищепром никак не зависел от потребительского кредитования, и спрос на его продукцию достаточно мало связан с динамикой экономической конъюнктуры (кроме импортной продукции и товаров высокого ценового сегмента). Отрасли помогла и ставка покупателей на отечественные продукты питания и напитки, которые после девальвации гривны стали «вынужденной» заменой для подорожавших импортных товаров.

Впрочем, у пищевой отрасли много различных сегментов, которые в разной мере успешны в нынешних условиях. Неплохой урожай зерновых и относительно неплохая ситуация в АПК в целом способствуют этому направлению. Кабмин еще раньше пообещал всем зернотрейдерам «внеочередное» возмещение НДС.

С другой стороны, производство алкоголя и табачных изделий в свою очередь «пострадало» от того, от чего на более чем 1 млрд. грн наполнился госбюджет - от повышения акцизов, которое теоретически влияет на повышение цен и снижение спроса. Интересно, что на производство водки, которое за январь-июль 2009 год выросло на 30% повышение акцизов и, соответственно, цен, никак не повлияло. Водка остается любимым антикризисным товаром украинцев.

Наоборот, производители водки чувствуют себя настолько уверенно, что продолжают «светиться» во всех видах доступной рекламы, а некоторые из них осваивают другие бизнеса. Еще бы — инвестиций предприятиям этого вида бизнеса хватает и в наши сложные времена. Более того, они и сами готовы вкладывать средства. Так, холдинговая компания «Петрус», занимающаяся ликеро-водочным и строительным бизнесом, стала соинвестором проблемного банка «Арма».

О том, что у отрасли все относительно нормально можно видеть даже невооруженным глазом на основании анализа ТВ-рекламы. Если производители куриного мяса не только продолжают демонстрировать своих кур на весь голубой экран, а некоторые даже затеяли дорогостоящий ребрендинг, говорит о том, что кризис продаже мяса пернатых не помеха.

Негативную роль для украинского пищепрома имеют внешние факторы: часто возникающие скандалы по поводу качества украинских продуктов питания и внешнеэкономические войны. Тут уместно вспомнить тот факт, что российско-белорусская мясо-молочная война повлияла на приток белорусской продукции на отечественный рынок, что, разумеется, усиливает и без того немалую конкуренцию.

С другой стороны, в связи с падением цен на сахар в 2008 году многие агрокомпании существенно снизили посевы сахарной свеклы. В настоящее время цены на сахар из-за мирового дефицита резко выросли (чем думали у нас в прошлом году не понятно, но тогда правительство хотело завозить дешевый сахар из тростника), и правительство Украины уже намерено закупить 50 тыс. тонн сахара в Беларуси. Впрочем, в нынешнем сахарном ажиотаже (их в кризис возникает не мало!) есть и доля популизма — в Украине все спокойно, а цены вздувают сахарные монополисты с помощью «сахарного сговора». Как всегда — политика поиска стрелочников и виноватых в собственных просчетах.

Что почем?

Предприятия по переработке пищевого сырья

Диапазон цен довольно широк: от 250 тыс. долл.— до 3 млн. долл. — завод по переработке томатов (г.Херсон).

Предприятия по выпуску готовых продуктов.

Нижний предел цен в этом секторе составляет 500-800 тыс. долл.— кондитерский цех в г. Белая Церковь Киевской области, то верхняя граница проходит на более высоком уровне: - завод по производству замороженных полуфабрикатов и кукурузных палочек (г. Черкассы) — до 7,5 млн. долл.
-хлебозавод (Киевская область).

Особо стоит отметить предприятия «водяного» бизнеса, цены на который за лето подросли и на начало сентября составляют: от 400 тыс. долл. (цех по разливу питьевой воды в Полтавской обл.) до 1 млн. долл. (завод минеральной воды в Черкасской области)

Покупки и конфликты

Компании стараются выстаивать насколько возможно вертикальные холдинги по выращиванию, хранению, доставке и продаже сельскохозяйственной продукции. Например, компания «Нибулон» озаботилась доставкой собственной агропродукции с помощью своих же судов. Две западноукраинские агрофирмы со своими агрохозяйствами, сахарными заводами, элеватором, АТП сливаются в единую структуру, что говорит о том, что кризис не помеха структуризации рынка.
Интересно, что, несмотря на кризис, пищепром не стал «жертвой» бума покупок-продаж бизнеса. Очевидно, что в условиях кризиса украинским бизнесменам «такая корова нужна самому».

Украинские финансово-промышленные группы наоборот инвестируют в развитие своих агронаправлений. Хотя до последнего момента этим видом бизнеса более или менее занимался только Сергей Тигипко (хотя многие олигархи имеют у себя в активе пищевые компании), но также на этом рынке стали заметны ИСД и «Смарт-групп», которые ищут себя в расширении своих зернового и мясного бизнесов.

Впрочем, заметны на рынке и иностранные покупатели. Так, немецкая компания Hochland собирается приобрести крупнейшего украинского сыровара — корпорацию «Клуб Сыра», которая состоит из 16 предприятий, большинство из которых сейчас не работают. Впрочем, продает ее инвесткомпания, которая изначально покупала ее для дальнейшей перепродажи, а сам «Клуб Сыра» «затерялся» в собственных долгах.

Интересно, что кризис способствовал появлению многочисленных корпоративных конфликтов. Так, совладельцы (украинский и британский) Засельского сахарного завода (Николаевская область) не могут поделить имущество своего актива. И здесь не обошлось без странных судебных решений. Корпоративный конфликт коснулся производителя коньяка «Таврия». Там наблюдательный совет хотел переизбрать директора, которого подозревают во множественных финансовых нарушениях, но тот не «согласился» с таким решением и привлек на свою сторону суды.

В целом, у пищепрома немало поводов для осторожного оптимизма. Речь идет, конечно, не о макроэкономических «улучшениях», а о частных, которые могут коснуться отдельных отраслей экономики. Согласно исследования компании InMind наибольший отложенный из кризиса спрос в Киеве наблюдается на продукты питания (в странах Запада – медицина и косметика).

Таким образом, даже относительно улучшение ситуации в экономике и рост доходов населения приведет к росту расходов на еду и напитки. Очевидно, что люди хотят «отъесться» после кризиса.

Также, по оценкам экспертов, осень-2009 станет периодом если не роста, то, по крайней мере, «дна» для розничной торговли, которая, в свою очередь, является двигателем продаж для пищепрома. Кроме того, по итогам II квартала НБУ зафиксировал улучшение оценок украинского бизнеса в отношении перспектив своей работы. Количество острожных оптимистов среди руководителей компаний растет, что отражается также на рынке труда и доходах сотрудников компаний.

Пищевая промышленность прогнозируемо осталась тихой гаванью в условиях кризиса. Отрасль и дальше будет оставаться привлекательным объектом для инвестирования, но все большее значение на этом рынке будут играть крупные структуры и вертикально интегрированные холдинги, которые смогут и держать невысокую себестоимость конечной продукции и вести более осмысленную политику сбыта.