ИнтерКредит » Деньги » Иностранные инвестиции

Грипп на дворе? Купи себе аптеку!

  Автор: Иосиф Кунцевич  / Источник: intercredit.com.ua
Фармакологический бизнес, вполне рентабельный в обычные времена, во время «эпидемии», пусть даже и виртуальной, становится еще привлекательнее. Как и где сегодня можно купить себе...


...аптечный киоск или даже целую сеть подобных предприятий?

На рынке действующего бизнеса различные объекты предпринимательской деятельности , связанные с продажей фармакологических препаратов (аптеки, аптечные киоски, лекарственные раскладки в супермаркетах и т.п.), уже давно занимают достойную нишу в сегменте торговых точек и сетей, уступая по численности предложений о продаже только своим «коллегам» продовольственной группы и бытовой химии.

Как уже отмечал ИнтерКредит, предприятия торговли уже с лета занимают почетное второе место по количеству предложений на реализацию во всех ценовых категориях: нижней (до 250 тыс. долл.), средней (от 250 тыс. до 1 млн. долл.) и верхней (свыше 1 млн. долл.), уступая лишь малым производственным предприятиям или, например такому виду медицинского бизнеса как стоматология г Екатеринбург. При этом объекты аптечного бизнеса в основном сосредоточены в нижнем и среднем ценовых диапазонах.

Однако активный передел рынка, начавшийся еще весной, сохранение тенденций к приходу крупных иностранных игроков, способствовал дальнейшему сокращению доли подобных предложений на рынке действующего бизнеса — до 21% к концу августа по сравнению с 26% в конце апреля и 32% в — январе текущего года.

Пик выхода на рынок аптечных предприятий в Украине пришелся на апрель-май 2009 г., т.е. с некоторым запаздыванием по сравнению с другими видами торгового бизнеса, что вполне объясняется спецификой этого вида предпринимательской деятельности, активность которого практически замирают с наступлением устойчиво теплых климатических условий, чтобы с новой силой вспыхнуть с приходом холодов.

Характерно, что из двух традиционных пиков достаточно резкого повышения объемов продаж лекарственных препаратов, первый (вторая половина октября — первая декада декабря) даже в обычных условиях значительно (на 15-25%) выше второго, «весеннего» (февраль — первая половина марта). Это естественным образом отразилось на динамике предложений действующего аптечного бизнеса на продажу и в этом году, когда новые заявки на реализацию практически перестали поступать уже с конца августа.

Что и по каким ценам предлагает сегодня рынок?
В соответствии с реальными заявками на продажу, прошедшими проверку специалистами компании ИнтерКредит, наиболее часто на продажу выставляются мини-сети (одна-две «базовые» аптеки плюс три-пять аптечных киосков). Цены распределены в достаточно широком диапазоне: от 200-300 тыс. долларов (одиночные аптеки в различных районах Киева) до 50-80 тысяч долл. (мини сети: аптека +аптечный киоск) в крупных областных центрах и городах-милионниках и 15-40 тыс. долл. (отдельные аптеки и аптечные киоски в районных центрах).

В сложившейся обстановке не стоит забывать и про бизнес, связанный с производством лекарственных препаратов. На рынке он представлен сегодня, преимущественно, в среднем ценовом диапазоне: от 600 тыс. долл. (линия по расфасовке жидких лекарственных средств) до 1 миллиона долларов (действующий рентабельный бизнес по производству лекарств в таблетках и капсулах, в том числе — препаратов от гриппа.

Второй, более оптимистичной для потенциальных покупателей новостью, стало то, что практически никто из владельцев продающихся аптечных объектов не снял их с продажи даже в преддверии преждевременных осенних холодов, способствовавших сезонному приросту объемов продаж лекарственных препаратов.

Ажиотаж вокруг «свиной» эпидемии (реальной или все же, по большей части вымышленной) принес аптечному бизнесу достаточно противоречивые результаты. С одной стороны, спрос, вызванный резким повышением естественного фона заболевания ОРВИ в условиях необычайно холодной второй половины октября, отсутствием отопления и дополнительно подстегнутый информационными «вливаниями» масс-медиа, поднялся до небывалых высот

Например, по данным руководства фармацевтической компании «Дарница», за весь сентябрь украинцы купили около тысячи стандартных тюбиков оксолиновой мази, а начиная со второй декады октября люди приобретают по 90 тысяч тюбиков, но уже — в сутки. Таким образом объем только по этому виду продукции вырос в 2700 раз!

Практически такая же ситуация сложилась и с другим «популярным» лекарством — амизоном, выпуск которого производителями за последние две недели вырос на 20%.

Что же касается хита гриппозного сезона — специальных повязок-респираторов и даже просто обыкновенной марли, то потенциальная прибыль от их реализации в масштабах страны пока не поддается даже примерной оценке — в силу сравнительно низкой себестоимости их изготовления и необычайной популярности среди населения, которая толкает розничные цены на них (особенно в регионах) до рекордных высот.

С другой стороны, государство уже вступило в игру, ограничив цены на наиболее востребованную лекарственную продукцию, а заодно — и регламентируя, что именно и в каком количестве должно находиться в обязательном ассортименте. В критических условиях реальной эпидемии в этом не было бы ничего странного или неожиданного, но в украинских реалиях дело выглядит несколько иначе.

Во-первых, достаточно жесткая проверка (чтобы не сказать — прессинг) аптек, в том числе, с привлечением Службы Безопасности Украины, начался задолго (как минимум, за месяц-полтора) до «официального» признания «эпидемии». Во-вторых, недавняя (3 ноября) обмолвка премьер-министра об «ошибочности» 100% приватизации аптек и намерениях создать в ближайшее время сеть «государственных» аптек, говорит о том, что предпринятые и предпринимаемые меры по «наведению порядка» в аптечном бизнесе — далеко не случайны.

Напрашивается очевидный вывод: на фоне решения чисто политических задач накануне предстоящих президентских выборов и в ходе уже идущей (но, как минимум на месяц парализованной гриппозным карантином) предвыборной кампании, крупные игроки реализуют планы переформатирования аптечного рынка. В этих условиях игрокам мелким самое время задуматься о том, смогут ли они выстоять после того, как эйфория от всплеска продаж последних недель неминуемо пойдет на спад.

Предусмотрительным же «свободным» инвесторам настала пора мониторить рынок с удвоенным вниманием, чтобы вовремя принять решение на приобретение того или иного предприятия аптечной отрасли, как для себя, любимого, так и для возможной прибыльной перепродажи уже в недалеком будущем.

Тому же, кто заинтересуется приобретением аптечного, фармакологического или иного действующего бизнеса, достаточно позвонить по телефону 8 800 594 32 70 или отправить заявку по электронной почте, чтобы узнать все подробности про объекты, выставленные на продажу, а также получить профессиональную консультацию по обширной базе подобных предложений.