ИнтерКредит » Деньги » Иностранные инвестиции

Готовый бизнес - пора купить магазин или фирму?

  Автор: Максим Горынский  / Источник: intercredit.com.ua
Первый (и хочется надеяться – последний) год кризиса приближается к концу. Какими надеждами живет и дышит сегодня рынок готового бизнеса?


После относительного замирания деловой активности в период летних отпусков, с начала осени объем сделок по покупке/продаже действующих предприятий несколько вырос, хотя сам рынок, как и прогнозировали специалисты ИнтерКредита еще в прошлом декабре, продолжает оставаться рынком покупателя, а не продавца и, скорее всего, таковым и пребудет, по крайней мере, до конца первого квартала 2010 гг.

Покупка бизнеса: от простого к сложному

За прошедшие десять месяцев многое изменилось. Так, по оценкам экспертов, многие сегменты готового бизнеса уже прошли свое ценовое дно. К таковым следует отнести отдельные предприятия торговли (особенно нижней и средней ценовой категории), прежде всего продовольственной сферы, а также развлекательно-рекреационые бизнес-объекты небольшого формата (кафе, бары и т.д.).

В целом, приближаются к нижней точке падения цен малые производственные предприятия опять же таки пищевой направленности (свино- и птицефермы, рыбные хозяйства. мясокомбинаты, заводы по разливу соков и минеральной воды и пр.), а также выжившие компании, связанные с автосервисом (станции техобслуживания, автомойки, АЗС).

Именно на эти виды бизнеса сегодня наиболее часто обращают внимание серьезные инвесторы, заинтересованные в своевременном приобретении компании именно в рабочем состоянии и в то же время, по реальной цене. Промедление в данном случае для отдельных, даже рентабельных пока предприятий, буквально смерти подобно, ведь вместо поддерживающей бизнес-терапии новому собственнику придется уже реанимировать приобретенную компанию, а значит — нести дополнительные затраты.

Продолжают свое неуклонное движение к ценовому дну производственные предприятия непищевой сферы, в первую очередь — связанные со строительством и изготовлением стройматериалов, а также компании определенного сегмента сферы услуг (турбизнес, индустрия красоты, фитнесс-центры эконом-класса и т.п.) Этот процесс, согласно предварительным данным исследований, проводимых компанией ИнтерКредит, будет продолжаться, как минимум, вплоть до февраля-марта 2010 года, что, впрочем, уже сейчас не мешает появлению на рынке достаточно интересных предложений, особенно в среднем (до 1 млн. долларов) ценовом диапазоне.

Временный всплеск интереса (с резким уменьшением количества предложений на рынке и соответствующим возрастанием стартовых цен) демонстрируют предприятия аптечного бизнеса (особенно мини-сети медицинских киосков и раскладок), а также связанные с фармакологическим производством.

Впрочем, если интересные варианты продажи первых с помощью опытных финансовых консультантов на рынке можно найти даже сейчас, то вторые (производство лекарственных препаратов), приобрести сегодня практически нереально. Это связано с тем, что действующие предприятия такого рода практически полностью поделены между крупными финансово-промышленными группами, которые не собираются с ними расставаться ни при каких политических раскладах.

Похожая картина, только с гораздо более длительной перспективой, наблюдается в сегменте рекламного бизнеса (особенно - наружной рекламы) и масс-медиа. Это вполне логично объясняется приближающимися президентскими выборами, которые, подобно прошлым (2004 г.), могут превратиться в долгоиграющий процесс. Приобрести действующую компанию в этом сегменте сегодня также весьма затруднительно, а без эффективной помощи квалифицированного бизнес-брокера — и вовсе невозможно.

Наконец, относительно стабильным, хотя и не большим, остается на рынке ассортимент малых и средних предприятий, связанных с интернет-бизнесом, который менее прочих пострадал от кризиса. Цены на предлагаемые к реализации интернет-кафе, веб-магазины, а также другие порталы и сайты В2В и В2С направленности также вот уже больше полугода остаются достаточно стабильными и, судя по динамике рынка, падать уже не будут.

Инвесторы: календарь предрассудков

Что касается причин, заставляющих потенциальных инвесторов повременить с покупкой, то помимо чисто объективных (обоснованное ожидание ценового дна и пр.), на сознание покупателя продолжают оказывать давление и причины субъективные.

На первом месте среди них — понятная обеспокоенность если не результатами предстоящих в январе 2010 очередных выборов Президента Украины, то вполне объяснимая озабоченность самой обстановкой в которой они будут проходить. Между тем, откладывание принятия решения на послевыборный период может сыграть со слишком осторожным инвестором злую шутку.

Во-первых, заведомо рентабельный бизнес, а также бизнес, рентабельность которого можно обеспечить в результате своевременного «вливания» cравнительно небольшого объема средств, просто не будет дожидаться. Подобные предприятия сегодня встречаются на рынки практически во всех сегментах готового бизнеса (где больше, где меньше — в зависимости от специфики и масштабов предпринимательской деятельности) и, при грамотно проведенной предпродажной подготовке, даже в сложных условиях «сегодняшнего дня уходят буквально как горячие пирожки.

Во-вторых, решение «пересидеть» предвыборный этап и выборы на мешке с наличкой представляется оправданным только в том случае, если инвестор вообще не собирается вкладывать деньги в украинские активы: безотносительно от динамики цен на отдельные предприятия, курсовая политика относительно соотношения гривны и «твердых» валют просто непредсказуема.

Национальная валюта может быть обоснованно обрушена или столь же НЕ обоснованно укреплена на 20-60% практически одномоментно — «волевым» решением обновленной власти. Так что надежный бизнес с четкими перспективами в украинских реалиях может порой стать лучшим «убежищем» для капитала, нежели традиционный уход в доллары и евро, не говоря уже о гривне.

В наших следующих материалах мы продолжим рассказ о необоснованных предрассудках потенциальных покупателей и мерах по их преодолению. А пока если вас интересует приобретение действующего бизнеса и при этом терзают некие смутные сомнения, то вы сможете профессиональную консультацию по обширной базе предложений предприятий на продажу, позвонив по телефону 8 800 594 32 70 или направив соответствующую заявку по электронной почте.