ИнтерКредит » Деньги » Ценные бумаги

Валютные кредиты: зеленый свет... не всем

  Автор: Валерий Зацепин  / Источник: intercredit.com.ua
Президент Украины подписал закон, облегчающий валютное кредитование действующего бизнеса. На что и кому теперь можно надеяться?


Президент Украины подписал закон, облегчающий валютное кредитование бизнеса. На что теперь можно надеяться?

Таким образом на сегодняшний день в спорах украинского бизнеса и Национального банка вокруг ослабления ограничений по выдаче валютных кредитов поставлена точка или хотя бы многоточие — по крайней мере, на некоторое время (до начала ощутимого восстановления основных бюджетообразующих отраслей национальной экономики и «второстепенных», но также весьма интересных для серьезных инвесторов бизнес- секторов, владельцам и претендентам на на которые, очевидно, удалось убедить главу государства пойти на этот шаг.

Как известно, неделей ранее, в Верховной Раде зарегистрирован президентский законопроект №6517, которым предполагалось внести изменения в закон о поправках в налоговое законодательство №6337, отказавшись, среди прочего, от уменьшения ограничений на валютные кредиты.

Банкиры — «против»...

Принятый закон, в частности, обязывает НБУ смягчить требования по резервированию под валютные кредиты для заемщиков, которые не располагают собственными источниками поступления валютной выручки.

Ранее, согласно постановлению НБУ коммерческие банки, выдававшие кредиты в инвалюте таким юрлицам, были вынуждены формировать резервы в размере 50-100% от выдаваемого кредита в зависимости от платежеспособности заемщика, что, по оценкам экспертов, делало такие заимствования в 1,5-2 раза дороже.

Теперь же коммерческим банкам, которые пожелают принять участие в «валютном эксперименте» необходимо создать резерв в сумме только 3%, что значительно удешевляет кредит.

То, что у украинских банков появились «лишние» деньги, в том числе — и валюта, ни для кого не секрет. С учетом того, что ставки овернайт еще два месяца назад достигли 1-3% (излишняя ликвидность) у банков есть средства для кредитования, хотя не все проблемы банковской системы пока решены. Как уже отмечал ИнтерКредит потери комбанков Украины в 2009-м составили более 30 млрд. грн., а в январе-мае 2010 г. их суммарный убыток составил более 7, 47 млрд. грн

Конечно, проблема убытков может быть разрешена более активным кредитованием, что и достигается путем уменьшения ставки рефинансирования, однако наращивать кредитные портфели большинство банкиров не спешат, предпочитая (в условиях ожесточения подхода НБУ к валютным спекуляциям) зарабатывать на уже существующих ОВГЗ и надеясь на обещанное введение НДС-облигаций.

Так, по словам первого вице-президента «Ассоциации украинских банков» Владимира Бондаря, эти финансовые инструменты представляют собой особый интерес, поскольку «сегодня в банках сложилась уникальная ситуация - ликвидность избыточная, деньги девать некуда, а кредитовать боятся». По его словам, подобная обстановка возникла из-за получателей кредитов, когда у банков есть сомнения, что заемщики смогут вернуть долги. Как известно, общий кредитный портфель юридических лиц в иностранной валюте по данным Нацбанка, за январь–апрель 2010 г. сократился на 1,1% (–5314,6 млн. грн.). При этом объем валютных кредитов за этот период снизился на 3,9% (–7728,7 млн. грн.).

Понятно, что в подобных реалиях идея реанимации валютного кредитования вряд ли может понравиться всем банкам, ведь новый закон явно играет на руку «дочкам» мощных иностранных банковских структур (причем сегодня — не столько западным, сколько российским) и банкам «одного клиента» или «карманным» кредитным учреждениям, обслуживающим интересы отдельных финансово-промышленных групп, намеренных в новых, благоприятных для себя условиях расширить свой бизнес — в том числе и за счет «тихого» передела предприятий.

...бизнес — «за»!

Стоит отметить и еще одну немаловажную группу интересов крупного отечественного бизнеса — облегчение условий «возвращения» капиталов и их реинвестиции через офшорные зоны за рубежом и специальные экономические зоны, а так же территории приоритетного развития (СЭЗ и ТПР), действие которых предполагается реанимировать в Украине.

По данным Госкомстата, объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Украину с января-по апрель 2010 года вырос на 0,2%, или на $98,3 млн., составив на 01.04.2010 г. $40 млрд. За I квартал инвесторы вложили $717,1 млн., изъяли - $296,1 млн. (в первом квартале минувшего года - на $70 млн.). Таким образом, чистый прирост совокупного объема иностранного капитала в экономике Украины составил 12% от уровня аналогичного периода прошлого года. Напомним, что в 2009 году объем ПИИ в Украину вырос на 12,4%, или на $4,4 млрд. и на 1 января 2010 года составил $39,9 млрд.

При этом распределение источников инвестиций по географическому признаку и в прошлом году и в первом квартале текущего осталось прежним: Кипр (преимущественно офшорные деньги украинского бизнеса), Германия, Франция и... Россия, которая продолжает наращивать свое инвестиционное присутствие, обеспечивая его эффективность открытием украинских филиалов как государственных,так и «правильных» частных банков, специализирующихся на кредитовании определенных стратегических отраслей экономики.

В целом, как и прогнозировал ИнтерКредит еще в феврале этого года, украинская экономика должна готовиться к дальнейшему перераспределению географии источников инвестиций в пользу естественных партнеров, на которых накрепко завязана национальная экономика , особенно ее основные бюджетообразующие отрасли: горно-металлургический комплекс, химпром, нефтепереработка и пр.

Это означает существенное наращивание инвестиций российских государственных и частных компаний, пропорциональное увеличение бизнес-вливаний из Германии и Франции, при сохранении (слабом росте) существующего уровня инвестиций «нейтральной» Европы и замораживании (постепенном сокращении) официальных инвестиционных потоков из США и Соединенного Королевства, с преимущественным сосредоточением последних в финансовом секторе.

Впрочем, основным показателем оздоровления инвестиционного климата (даже при условии снижения видимого прироста инвестиций) станет заметное снижение вклада в развитие украинской экономики из офшорных зон (Кипр, Аруба и пр.) Тенденции к осуществлению подобных прогнозов постоянно углубляются, а «совершенствование» законодательства (в т.ч. и кредитного) продолжает способствовать этому процессу.