ИнтерКредит » Деньги » Кредиты

МВФ - Украина: миссия невыполнима?

  Автор: Андрей Алексеенко  / Источник: www.intercredit.com.ua
Международный валютный фонд выдвигает Украине все новые требование, выполнение которых зависит от воли доброй воли правительства, парламента и НБУ. В противном случае осенью нас ждет продолжение осени 2008 года...


До конца 2009 года Украина должна получить еще около $13 млрд. Интересно, что МВФ увеличивает размеры траншей. Согласно плану МВФ, в июне-июле Украина должна была бы до $3,2 млрд. третьего транша (изначально планировалось $3 млрд.) и в ноябре до $3,8 млрд. четвертого (в случае успешного завершения третьего пересмотра программы).

Частично эти средства также пойдут на погашение дефицита госбюджета. В дальнейшем планировалось, что пятый-восьмой транши будут по $620 млн. каждый и будут выделяться по итогам ежеквартального пересмотра программы.

Капкан для Кабмина

Все может застопориться из-за не выполнения Украиной взятых на себя обязательств. В этой связи миссия МВФ может перенести свой приезд 24 июня (изначально планировался на 16 июня). В таких условиях существует вероятность задержки получения средств – в частности четвертого транша, так как к тому времени Украина должна будет показать реальное выполнение взятых на себя обязательств. Впрочем, определенные «решения» уже принимаются. Для «замыливания» глаз МВФ правительство утвердило Стратегию упорядочения системы предоставления льгот отдельным категориям граждан до 2012 года. Правда, вряд ли МВФ поверит, что премьер перед президентскими выборами осмелится лишать льгот своих «любимых бабушек».

Требования МВФ вполне закономерны. Действующий Кабмин умеет играть цифрами (чего только стоят постоянные победные реляции и задержка публикации ВВП), и если его не прижать жесткими и конкретными требованиями, то голословные обещания так и останутся таковыми, а сам кредит «раздерибанят» властьимущие.

Хотя недавно премьер утверждала о безоблачности отношений Украина-МВФ, и, мол, во втором полугодии Фонд ожидает улучшения экономической ситуации, реальное положение вещей оказалось с точностью до наоборот. МВФ ухудшил прогноз спада экономики Украины до 12% (раньше было 8%). Напомним, что правительство рассчитывает на прирост в 0,4%.

Основными же условиями предоставления третьего транша будет являться выполнение программы рекапитализации банков, реформирование совета НБУ, обнародование информации о реальных собственниках банков, раскрытие статистики по ВВП, внедрение режима гибкого обменного курса, не введение дополнительных ограничений на операции с капиталом, снятие ограничений по объему купли-продажи валюты и досрочному изъятию депозитов, облегчение процедуры банкротства, разработка поквартального графика повышения цен на газ для предприятий и населения, ликвидация перекрестных льготы по оплате услуг ЖКХ и снятие всех ограничений по импорту.

Кроме того, МВФ настаивает на пересмотре бюджета и выступает против искусственного резкого снижения процентных ставок, на что, собственно, и рассчитывает НБУ, снизив учетную ставку dctuj до 11%.

Всплыли и старые темы: Украина не отменила 13%-ю таможенную надбавку на импорт автомобилей и холодильников, не определилась с повышением цен на газ для населения и затягивает рекапитализацию банков. Вот уже и пошли конкретные вопросы...

Если во время получения второго транша Кабмин спорил с МВФ о бумажных показателях и решениях, то для получения третьего транша все решения прямо влияют на ситуацию в стране. В частности, повышение коммунальных тарифов ударит не только по населению, но и по рейтингу премьера.

Успеть прогнуться

Для рекапитализации правительство выбрало три банка – «Родовид Банк», «Киев» и «Укргазбанк». К этому списку возможно, добавятся еще два. Кабмин почему-то не заметил банк «Надра» и «Укрпромбанк», которые слегли «раньше», чем первая тройка «счастливчиков». Логика правительственного решения остается непостижимой.

Касательно рефинансирования банков, то согласно требований того же МВФ, Нацбанк сократил максимальный срок рефинансирования с 365 до 90 дней и уменьшил список обеспечения под рефинансирование, что позволяет говорить про ужесточение условий выделения финансовой помощи комбанкам.

У Фонда возникают вопросы к сокрытию статистики по динамике ВВП (Счетная палата уже насчитала 21,3% падения) и финансовому состоянию «Нефтегаза», аудит которого потребовал провести Фонд. Следует отметить, что за I квартал получили убыток, так как потребители не платят за газ, а сам НАК стал «дойной коровой» для бюджета.

Так, за январь-март 2009 года «Нефтегаз» увеличил чистый убыток в 1,8 раза по сравнению с аналогичным периодом 2008 года – до 2,2 млрд. грн. Чистый доход вырос в 3 раза – до 32,1 млрд. грн., также увеличился и валовой доход от реализации – до 35,8 млрд. грн. При этом за тот же период НАК перечислил в бюджеты всех уровней на 66,3% больше – 18,7 млрд. грн. В Секретариате президента уже опасаются, что из-за «Нефтегаза» выделение третьего и четвертого траншей может «зависнуть».

Если проблему с обнародованием ВВП правительство сможет решить (уже подходит «естественный» срок публикации), то с НАКом, несмотря на многомиллиардные финансовые вливания, в ближайшей перспективе сделать что-то будет сложно. Приобретение российского газа финансируется за счет прямой эмиссии и кредитов НБУ, так как сам «Нефтегаз» неплатежеспособен (до конца года не хватает минимум $4,2 млрд.).

Возникает и другая проблема. Нацбанк настаивает на реализации постановления, согласно которого банки обязуются перевести свои валютные резервы в гривневые (это нужно для «цементирования» излишней денежной массы и снижения давления на гривну на валютном рынке). Упорство в реализации данных условий может в очередной раз отсрочить получение следующего транша МВФ.

Касательно бюджета то тут все предельно просто – правительство старательно «рисует» его перевыполнение путем постоянного уменьшения самих планов, что в относительных величинах постоянно приводит к его «перевыполнению».

Так, по информации Кабмина, за январь-май 2009 года в госбюджет мобилизовано доходов в сумме 79,2 млрд. грн., или 104,6% плановых показателей на данный период 2009 года, тогда как по данным Секретариата президента, без учета коррекции плана процент выполнения госбюджета по доходам составил бы 93,9%. Все происходило путем уменьшения планов по поступления от Гостаможни и ГНАУ и перевыполнения планов со стороны НБУ. Для выполнения бюджета МВФ настаивает на привлечении внутренних и внешних займов. Проблема в том, что брать их неоткуда.

На финансовой игле

В целом, вероятность полного и своевременного принятия всех требований МВФ практически равна нулю, однако по итогам выделения второго транша понятно, что Фонд готов идти на уступки, хотя это и сопровождается отсрочкой выдачи средств. Все это может привести к тому, что третий транш будет получен только в августе-сентябре, а ноябрьский также будет перенесен во времени, так как третий пересмотр программы кредитования предусмотрен как раз перед выдачей четвертого транша. Кроме того, задержка в выдаче третьего транша может отложить выдачу Мировым банком $750 млн. на рекапитализацию банков.

Очевидно, что в таких условиях правительство будет вынуждено пойти на сокращение расходов бюджетов, а Нацбанк - на ограничение увеличения денежной массы, то есть теперь он не сможет как раньше кредитовать правительство через выкуп ОВГЗ и эмиссию средств для оплаты «Нефтегазом» российского газа. То есть в целом можно ожидать дальнейшего ухудшения состояния экономики и повышения требований МВФ.

Пока же кредит МВФ остается единственным средством пополнения золотовалютных резервов НБУ, которые в мае выросли на 13,5%, или $3,3 млрд. – до $27,79 млрд., что вызвано только получением второго транша МВФ в $2,8 млрд и курсовой переоценкой резервов.