ИнтерКредит » Деньги » Кредиты

Бизнес в сфере кредитования. Тенденции украинского рынка МФО

 / Источник: intercredit.com.ua
Как работает украинский бизнес в сфере кредитования, какие тенденции его одолевают и каковы прогнозы участников рынка – в этом материале.


 
Выдача займов онлайн – одна из наиболее оживленных ниш украинского финтеха. При этом, украинский рынок располагает гораздо большим количеством заявок на получение микрокредита, чем на обычный банковский кредит.

 

Рассмотрим несколько ключевых тенденций рынка

 

Кредит без отказа

Украинским микрокредитным компаниям свойственно выдавать кредиты практически без отказов. У каждой МФО своё отношение к кредитному рейтингу, и нередко он практически не принимается во внимание.

 

Корреляции с распродажами

Спрос на микрокредиты возрастает в периоды распродаж ритейла – «черная пятница», Новый год и пр.

 

Ставка на целевую аудиторию

Множество компаний активно предлагает кредиты самым разным прослойкам населения, однако существуют и компании, которые ориентируются на достаточно узкие соцкатегории, и, соответственно, делают упор в своем маркетинге на них. Например, миллениалы склонны к тому, чтобы все операции, в т.ч. начисление средств – чтобы всё проходило онлайн. Однако же более старшее поколение лояльнее относится к выдаче денег "наличкой ", и, с другой стороны, к погашению кредитов такая аудитория также более склонна в формате офлайн; соответственно, здесь уже лучше работает несколько иной подход. Таким образом, множество компаний специально сегментируются по своим ЦА.

 

Скоринг

Возможность с высокой точностью анализировать надежность заемщика и потенциал своевременного возвращения ним кредита – во многом определяет эффективность работы бизнеса в сфере кредитования, будь то онлайн или офлайн сфера. В Украине с каждым годом скоринг становится всё более высоковостребован в сегменте микрокредитования. Определенные модели в вычислениях всё чаще обращаются к социальным сведениям о потенциальном заемщике. В микрокредитовании скоринг за редкими исключениями вытесняет субъективную позицию кредитного испектора при оценке кредитоспособности заемщика. Для скоринга украинские кредиторы используют как собственное ПО, дающее оценку кредитоспособности, так и внешние скоринговые сервисы. Участники рынка стали выделять всё больше средств для развития скоринговых систем, делая их всё более точными, а потому и выгодными. С годами украинские скоринговые обращаются ко всё большему числу самых разносторонних истоничков. К примеру, некоторые банки для предпринимателей предлагают специальный кредит для пополнения оборотных средств предприятия; в таких случаях банк автоматически проверяет текущий оборот предприятия при принятии решения о выдаче кредита.

 

Комплексные готовые решения

Уже несколько лет финтех наращивает долю многофункциональных услуг. Таким образом, уже не является редкостью, когда заемщик помимо кредита получает целый перечень сопутствующих услуг. При этом, сам кредитор далеко не всегда является поставщиком подобных сопутствующих услуг, их может предоставлять партнерская компания.

 

Points of sale

Poins of sale (сокр. PoS) – точки продажи в ритейле, где в том числе могут выдаваться микрокредиты. Также понятие применимо к онлайн-ритейлу. Такие займы достаточно сильно востребованы миллениалами, которые не слишком склонны к обычному банковскому кредитованию. Интернет-сервисы во многом упрощают выдачу PoS-кредитов клиентам, потенциал развития данного сегмента рынка достаточно высок даже в карантин, чем и пользуются отдельные компании.

 

Peer-to-peer

Формат подразумевает предоставление кредитов вне банковского сектора; достаточно часто это кредит от физлица к физлицу. Существуют специальные p2p-площадки, которые осуществляют взаимодействие между кредитором и заемщиком. Через одну только площадку Lending Club было выдано средств на сумму свыше 38 млрд.долл.США.

Ещё в 2017 г. кредитная площадка Suare запатентовала технологию, по которой бизнесмены могли бы получать финансы через краудфандинг при помощи peer-to-business терминала. Однако, по понятным причинам в Украине пока не развита культура выделения средств микрофинансовыми инвесторами по модели краудфандинга.

 

Peer-to-business

В данном формате частные кредиторы предоставляют займы представителям малого и среднего бизнеса. Вполне вероятно, что в скором времени крупные украинские банки могут попытаться создать и раскрутить свою peer-to-business площадку. Основной фактор привлекательности подобных площадок для заемщиков – нет необходимости в длительной кредитной истории, в отличие от банковского сектора.

Согласно сведений Bank Of England, банки одобряют кредит всего для 22 % предпринимателей (из тех, которые параллельно прибегают к услугам peer-to-peer площадок). Несмотря на привлекательность данного сегмента кредитования, только малая доля кредиторов намеревается в него заходить, поскольку в Украине риски здесь ещё высоки из-за высокой доли неблагонадежных заемщиков.

 

Консолидация бизнеса в сфере кредитования

Одна из главных тенденций рынка – тесное взаимодействие кредиторов. Особенно это стало характерным для тех участников рынка, которые не могут соперничать друг с другом в борьбе за клиента. Партнерство заключается между традиционными финансовыми образованиями (например, банками) и инновационными финтех-стартапами, внедряющими собственные онлайн-продукты.

Вполне ожидаемо, что украинские гиганты e-commerce станут всё интенсивнее сотрудничать с кредиторами по предоставлению своим клиентам соответствующих услуг.

 

Попытки запустить франшизы микрозаймов

Некоторые микрофинансовые компании пытаются продавать свою франшизу. Однако для рынка микрокредитования франчайзинговая модель гораздо лучше подходит в том случае, когда речь идет об открытии офлайн пункта выдачи кредитов. В онлайн же сфере практически всё то, что может делать франчайзи, может с успехом выполняться и самим франчайзером, поэтому вполне закономерно, что в Украине пока нет по-настоящему крупных и успешных франчайзинговых сетей в данной сфере.

 

Новый регулятор

Ранее регулятором рынка выступала Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг (Госфинуслуг) Украины. Однако после 1 июля 2020 года надзор за микрофинансовыми организациями осуществляет НБУ и Национальная комиссия по фондовому рынку и ценным бумагам. В результате МФО стали работать в условиях более жесткого контроля со стороны государства, а заемщики получили больше возможностей для защиты своих прав, как потребителей. Вместе со сменой регулятора требований к МФО стало больше. Косвенным образом это способствует повышению доверия к микрокредитам у населения. Однако смена регулятора и новые требования к кредиторам стали серьезным испытанием для множества микрофинансовых организаций, не все из них сумели адаптироваться к изменениям рынка.

 

Новые требования Минюста к микрокредитованию

Новый закон (законопроект №1109), принятый в сентябре 2020 г., вводит ряд изменений в работу украинских МФО.

Максимальная сумма штрафов и пени при нарушении обязательств заемщика не может превышать объем двойной суммы, полученной от кредитора (в тех случаях, когда размер кредита не превышает объем минимальной зарплаты). Это ограничение нельзя обойти даже при взаимной договоренности кредитора и заемщика.

Теперь на законодательном уровне запрещено изменение процентной ставки по кредиту в сторону ухудшения для заемщика. Порядок начисления задолженности и порядок её выплаты – также не могут изменяться в неблагоприятную для клиента сторону. Таким образом, государство препятствует возникновению ситуаций, при которых кредит вырастает в десятки раз и клиент не может его вернуть.

Другим важным новшеством теперь является необходимость получения кредитором от клиента согласия на доступ к его кредитной истории; без подобного согласия кредитор не может заключать договор о предоставлении кредита.

Кроме того, согласно нового закона каждый кредитор берет на себя обязанность безвозмездной передачи сведений о потребительских кредитах хотя бы одному бюро кредитных историй из соответствующего Единого реестра.

Однако помимо ограничений и требований к МФО, законодательство теперь ограничивает количество быстрых кредитов, которые можно получать. Таким образом, содействуя финансовым учреждениям в предотвращении наращивания проблемных кредитов.

 

Карантин и финансовый кризис

С уменьшением доходов населения, а также со слабой предсказуемостью поступления этих доходов в будущем, всё меньше граждан обременяет себя кредитами.

Поскольку доходы населения сильно упали, закономерно, что заемщикам становится всё сложнее выполнять свои обязательства, следовательно, растёт просрочка у МФО. Множество микрофинансовых организаций заявляет о снижении прибыли в 2020 г. Недостаток денежных средств для МФО чреват риском их нехватки для выдачи новых кредитов. Таким образом, не все компании смогут преодолеть перемены, вызванные финансовым кризисом в Украине.

4 июля 2020 года принят закон «… о недопущении начисления штрафных санкций по кредитам в период карантина». Согласно его условий, всё время, пока действует карантин, а также на протяжении 30 дней с его окончания, с заемщика не может взиматься штраф и пеня за просрочку. Такие условия несут дополнительную серьезную нагрузку на МФО, ведь стимулировать должника к погашению долга стало гораздо сложнее.

Однако преобразования, вытесняющие одних игроков, для других могут означать перспективы стремительного освоения на освободившейся доле рынка. Даже в условиях финансового кризиса востребованность микрокредитов онлайн растёт, а те компании, которые благодаря своей конкурентоспособности остаются жизнеспособными в этом секторе сейчас, в будущем обещают ещё больше закрепить свои позиции. Очевидно, что войти в этот бизнес после завершения трансформаций рынка станет несопоставимо сложнее, в особенности, если открывать МФО "с нуля".

Вниманию инвесторов, которым интересен выход на микрофинансовый рынок, в каталоге «БизРейтинга» предлагается готовый действующий бизнес в сфере кредитования.